Шофера на магаданской трассе не могли освободить из кабины КАМАЗа ни живым, ни мертвым
http://forum.farit.ru/attachment.php...1&d=1233433058
Это произошло в ночь на 20 января. В жизнь очень счастливой молодой семьи вторглась трагедия - погиб единственный кормилец семьи, 36-летний Андрей Долгополов. Не справившись с управлением на обледеневшей магаданской трассе, он на своем КАМАЗе сорвался в пропасть. Но погиб Андрей вовсе не от полученных ранений… Заблокированный в кабине, он в течение 10 часов ожидал помощи на 50-градусном морозе. Но так и не дождался – у приехавших спасателей МЧС не было с собой иной техники, кроме «болгарки», да и та отказывала при такой низкой температуре, а врач «скорой» не стала спускаться к беспомощному искалеченному водителю…
Тело Андрея Долгополова, которого даже после смерти не освободили из покореженной кабины, еще целых четыре дня продолжало оставаться на дне 100-метрового ущелья…
http://www.novayagazeta.ru/ai/article.402773/pics.5.jpg
ДТП
Об этой страшной трагедии нам рассказали близкие друзья Андрея Долгополова, такие же, как и он, водители. Те, на чьих глазах он умирал. Те, кто поддерживают его семью сейчас. Они очень сильно корят себя за то, что так долго рассчитывали на помощь МЧС, вместо того, чтобы с самого начала взять ситуацию под свой контроль и достать технику, которая почему-то отсутствовала у МЧС. Может быть, тогда Андрея удалось бы спасти...
Трагедия произошла вечером 20 января в Сусуманском районе Магаданской области. Андрей занимался перевозкой различных товаров из Магадана в другие регионы. В этот раз он возвращался из Якутии по автотрассе «Палатка-Кулу-Нексикан». Перевал Лачкалах (высота – 1100 м.) на 460-м километре - место печально известное среди водителей, заработавшее мрачную репутацию большим количеством аварий со смертельным исходом. Во многом этому способствуют крутые повороты и привычка «дорожников» в зимнее время не посыпать дороги песком. «КАМАЗ» Андрея занесло, грузовик стал скользить, потерял управление, сорвался с дорожного полотна и врезался в склон соседней сопки на глубине 100 метров. Основной удар пришелся на водительскую кабину: она деформировалась, в результате обе ноги Андрея оказались зажаты под водительским сидением.
За «КАМАЗом» Андрея на небольшом отдалении следовал «караван» грузовиков его друзей-водителей. Они выскочили из машин, спустились вниз, удостоверились: Андрей жив. Один из водителей отправился в ближайший населенный пункт – за спасателями МЧС и «скорой» (мобильные на трассе «не ловили»). Расстояние до райцентра Сусуман - порядка 50 километров, поэтому помощь запаздывала. Из покореженного грузовика Андрей естественно самостоятельно выбраться не мог. Тщетно пытались бороться с металлом его друзья, вооружившись ломами, домкратами, монтировками, гвоздодерами, топорами – всем тем, что отыскали в своих грузовиках...
- Мы вырубили в кабине все, что могли: сидение, руль, а там, где были зажаты ноги, даже рукой невозможно было пролезть, чтобы посмотреть, в каком они состоянии. Он жаловался только на боль в ногах, - рассказывает близкий друг Андрея, очевидец аварии Олег Бобец.
Несмотря на болевой шок, Андрей находился в сознательном состоянии около 9-10 часов. Друзья вспоминают, что обходились с ним, как с ребенком: аккуратно, чтобы не причинить лишнюю боль, обкладывали одеялами и прочим более-менее теплым тряпьем, постоянно разговаривали – чтобы только не заснул, растирали ему руки, всячески подбадривали. И никто из них в тот момент не сомневался, что Андрея рано или поздно освободят, и в худшем случае ампутируют ноги. А сам Андрей просил только об одном - чтобы его не бросали.
МЧС, «Скорая»
Спасатели и «скорая», как вспоминают водители, приехали на место спустя шесть часов, только потом – ГАИ. К слову, первая группа спасателей была вовсе не из МЧС, а из пожарной части…
Олег Бобец: «Спасателей было двое: один водитель, один старший. В такой мороз в кроссовках... Кроме отечественной «болгарки» при себе у них больше ничего не было, даже диски у этой «болгарки» отечественные были. Они нам в ответ: «Скажите спасибо, что такие есть». Но парни старались, как могли, только вот ничего сделать не получалось – работать-то нечем было: ни щипцов, ни разжимов, ни бульдозера, ни спутниковых телефонов – ничего! Заимствовали у нас камазовские домкарты, но это не помогло. Позже признались, что «болгарку» им даже не выдавали, они ее сами в складчину купили… Теперь, говорят, хотим сложиться на спутниковый телефон…».
Не смогла оказать первую помощь и «скорая»: у пожилого фельдшера, «божьего одуванчика», по словам Олега, была перевязана нога и она отказалась спускаться в низину. Спасатели тоже отказались спускать ее – не было подручных средств. В итоге «Скорая» уехала, и больше не приезжала. Водители: «Нужен был врач, который бы осмелился взять на себя ответственность за ампутацию ног. Андрюха хотя бы был инвалидом, но жил! А ему даже ни одного обезболивающего укола не сделали…».
Проходили часы. У грузовика посменно дежурили сменившие пожарных представители МЧС и ГАИ. Продолжали работать «подручными средствами». В результате одну ногу – правую - высвободить удалось, вторую, как ни пытались, - безрезультатно.
В разговоре со мной коллеги Андрея Долгополова особо подчеркивают: спасатели магаданского МЧС делали все от них зависящее, чтобы спасти еще живого водителя. В этом плане к ним претензий нет. Есть только один вопрос: почему кроме как «болгарки» у спасателей при себе не было никакой другой техники? А к представителям ГИБДД – почему такое опасное для автомобилистов место не было посыпано песком?
Жена Олега - Галина Бобец: «Знаете, мы мужей отправляем в рейс, как на войну. Этот перевал Лачкалах – ледяной, шириной метров 6-7. Они когда проезжают его, то делают это с такой осторожностью, что даже речи не может идти о превышении скорости. Андрюшу просто занесло. Мой муж – взрослый мужик, ему 50 лет, когда он приехал домой после всего увиденного, он просто сел и заплакал. Я виноват, говорит».
Ближе к ночи Андрею стало хуже: тяжело дышал, кряхтел, перестал разговаривать, засыпал. Растирание рук уже не помогало – «остывал на глазах». Незадолго до конца Олег обнял Андрея, тот достал из своего кармана документы и бумажник, попросил передать жене Наталье. Последние слова: «Хорошо, что детей успел родить…».
В половине шестого утра по местному времени Андрей скончался. Спасатели и гаишники констатировали смерть. Кто-то рукой закрыл ему глаза…
4 дня
На месте трагедии друзья вместе со спасателями оставались до четырех часов дня. Пытались высвободить из кабины тело. Как и прежде, ничего не получалось. Дальше оставаться на месте для друзей не имело никакого смысла, нужно было ехать в Магадан - сообщить семье, заняться организацией похорон. С телом Андрея, как вспоминает Олег, оставались гаишники, заверившие, что «теперь будут разбираться сами»… Но через день один из водителей, проезжая эту трассу, увидел следующую картину: в низине лежит срезанная кабина от грузовика, внутри тело Андрея. И никаких инспекторов ГАИ, никаких спасателей МЧС, отсутствовали даже ограждения…
Для извлечения тела необходимо было сместить грузовик назад с помощью буксировки. Нужны были бульдозер и трос. А так как сзади машины был откос дорожного полотна, буксировку можно было осуществить только с дороги и только с привлечением тяжелой гусеничной техники. Вся эта техника, как объясняют в магаданском МЧС, «в организациях Сусуманского района, отсутствовала по причине собственной неисправности или неисправности средств их доставки к месту происшествия».
Звонившим в МЧС друзьям Андрея объясняли то же самое. Они не спорили и называли оперативным дежурным названия, адреса и телефоны предприятий, где есть такая техника…
Олег Бобец: «Без толку. Нам только отвечали: «Ситуация под контролем». Якобы в 10 километрах от места трагедии стоит бульдозер, «правда, сломанный, и его собираются отогревать». Все это были одни сплошные отговорки. Вокруг куча предприятий, где можно было взять этот бульдозер! А они последующие несколько дней искореженный КАМАЗ пытались вытащить «вахтовкой» (бытовые блоки на шасси грузового автомобиля – В.Ч.) и грейдером».
Галина Бобец: «Я звонила в центральное управление МЧС. Все рассказала и попросила: «От Вас лишь требуется дать «толчок» нашим местным, позвонить сверху и заставить, чтобы пошевелились, выдали технику. Вы же вышестоящие…». Мне снова начали объяснять про сломанный бульдозер, про то, что «все на контроле»… Потом я позвонила в приемную министра Шойгу. Ответил молодой человек: «Женщина! Это не наш профиль. Это отдел по работе с гражданами». Я потеряла дар речи… «А я кто? - спрашиваю. – Я тоже гражданка этой страны…». Такого равнодушия я еще нигде не встречала.
Знаете, когда по телевизору смотришь на работу МЧС, сердце гордостью обливается, что в стране есть такие быстрореагирующие силы. Вот, нас коснулось… Есть у нас МЧС! Только по телевидению! В прошлом году у нас кошка в Магадане на столб забралась, так по местному ТВ показывали, как МЧС ее отважно спасало… А буквально несколько дней назад по ТВ показывали учения МЧС, демонстрировали технику… А Андрей в это время лежал на морозе…».
В итоге четверо друзей- водителей решили идти своим путем: связались с ОАО «Рудник им. Матросова», где бульдозеры имелись, и утром 25 января выехали на место. Лоб в лоб столкнулись с МЧС. Те тоже, наконец, достали технику, а главное – у них был трос. Действовали общими усилиями. С помощью бульдозера удалось приподнять кабину КаМАЗа и извлечь уже обледеневшее к тому времени тело Андрея.
Чиновники
Сейчас тело Андрея находится в одном из районных моргов Магадана. Прежде чем Андрея похоронят на родине, в Ставропольском крае, в Магадане произведут вскрытие. И сейчас очень важно отметить: раздроблены у водителя только ноги. Важно это вот почему. Не дождавшись официальных выводов экспертов, выступая по местному ТВ на следующий день после извлечения тела, начальник Главного Управления МЧС России по Магаданской области Сергей Нечуй-Ветер сказал следующее: «Специалистами было сделано все возможное, чтобы ликвидировать это происшествие в максимальный срок. Однако нам не удалось спасти жизнь пострадавшему. Он имел множественные переломы, в том числе позвоночника и тазовых костей, и уже на момент приезда спасательной бригады находился на грани смерти. Он все равно бы умер – рано или поздно».
Олег Бобец: «У Андрея не был сломан позвоночник – он сидел в кабине, мог наклоняться, жаловался только на боль в ногах… То, что говорит МЧС – просто кощунство».
Процедуры вскрытия тела сейчас очень ждет семья погибшего. Если эксперты вынесут заключение, что Андрей погиб от болевого шока и переохлаждения, а вовсе не от травм, то родственники имеют право подать в суд на МЧС с требованием выплаты компенсации или назначения пенсии по утере кормильца (у Андрея осталось двое детей: 6-летняя дочь и годовалый сын). Если же экспертиза даст иное заключение, никакой помощи семья, естественно, не получит. Жена Андрея, Наталья Долгополова, уже отнесла заявление в прокуратуру.
Начальник пресс-службы управления МЧС по Магаданской области Олег Ведехин - единственный человек из официальных лиц, согласившийся поговорить с «Новой». Остальные представители ведомства признавались газете, что в курсе ситуации, но никакой информацией не делились. А в приемной МЧС РФ как и Галине Бобец «Новой» сказали, что мы «не туда попали. Это приемная для обращений граждан»...
Олег Ведехин посетовал в разговоре со мной, что на своем сайте «Новая» ссылалась только на слова друзей погибшего. В то время как основную роль, по его словам, в вызволении тела сыграли спасатели МЧС: именно они пригнали технику.
Причины произошедшего, по версии Ведехина – отсутствие поблизости от места трагедии пункта МЧС, вместо спасателей Министерства, на место выехали сотрудники располагающейся поблизости пожарной части № 4. Пожарные, естественно, не имели «подготовки и свидетельства на проведение спасательных работ при ДТП». Поэтому-то, отметил Ведехин, у пожарных и не было с собой специализированных аварийно-спасательных инструментов.
В общем-то, Олег Ведехин повторил мне то же самое, что сейчас опубликовано на сайте магаданского МЧС: бульдозер и тяжелая гусеничная техника в Сусуманском районе отсутствовали, но и пожарные, и затем прибывшие после них спасатели, делали все, что могли с помощью подручных средств – «болгарки», домкрата и лома… «Проведение спасательных работ затруднялось из-за условий местности, труднодоступности подхода к месту происшествия, отсутствия подъездных путей и погодными условиями – температура воздуха достигала 55 градусов мороза - а также отсутствием мобильной и УКВ связи. К тому же шансов на спасение водителя не оставляли травмы, несовместимые с жизнью».
Впрочем, начальник пресс-службы признал: случай беспрецедентный. У него, в частности, есть вопросы к «скорой», которая отправила на место пожилого и травмированного фельдшера. Безобразным назвал он и тот факт, что в Сусуманском районе нет пункта МЧС, но это, скорее «вопрос к главе района». По факту случившегося, заключил наш собеседник, будет проведена служебная проверка и МЧС предпримет все, чтобы подобного больше не повторилось.
После того, как эта трагедия получила широкую огласку в СМИ, местное МЧС практически каждый день информирует население о все новых и новых «подробностях». Доходит до смешного: если 26 января Сергей Нечуй-Ветер ничего говорил по ТВ о времени, в течение которого спасатели добирались до места аварии, а лишь оговорился о «максимальном сроке», в который они пытались уложиться, то на официальном сайте магаданского МЧС 27 января говорилось уже о 2-х минутах… Очевидцы ДТП, напомним, уверяют, что произошло это только через 6 часов…
По факту случившегося «Новая» направляет официальный запрос в МЧС РФ.
Вера Челищева
Всем кто хочет помочь семье Андрея Долгополова, публикуем банковские реквизиты его жены Натальи:
Лицевой счет: 40817810936003400373/54
К/счет 30101810300000000607
ИНН 7707083893
БИК 044442607
Дополнительный офис №008 Северо-Восточного банка СБ РФ, г. Магадан, Пролетарская,86, Наталья Викторовна Долгополова.
P.S. 29 -30 января комиссия из Дальневосточного регионального центра МЧС РФ проводила в Магаданской области предварительное расследования этой трагедии. Председатель этой комиссии Сергей Афонин по итогам заявил:
«Мера ответственности каждого будет определена. С руководством (и МЧС, и пожарной части, и ГИБДД, и «скорой» – В.Ч.), будем разбираться. Это будет строго ощутимо».
По словам Афонина, к сотрудникам пожарной части (кстати, только 1 января переведенной из ведения района в федеральное управление МЧС), претензий нет – они работали на совесть. Теперь комиссия МЧС будет обучать их навыкам спасателей, в дальнейшем сама часть пройдет аттестацию.
Особое внимание обращено на организацию ООО ДСКА, выигравшую тендер на обслуживание печально известной трассы: она не сделала никаких выводов из того, что ежегодно зимой на трассе происходят ДТП и как минимум дорогу надо поспать песком. Следить же за этим должна была местная администрация...
P.P.S. 30 января прошла процедура вскрытия тела. Результатов судмедэкспертизы еще нет - они готовятся полтора месяца. Но предварительное заключение, вынесенное медиками, показало: он погиб от переохлаждения, травм, несовместимых с жизнью, у Андрея не зафиксировано, раздроблены лишь голени и ступни. По словам медиков, если бы Андрея высвободили из кабины сразу, он бы остался с ногами, хотя бы одну, может быть, пришлось бы ампутировать.
Похоронят Андрея 3 февраля - в Ставрополе, откуда он родом.
Под текст
Большой резонанс эта история вызвала среди российских автомобилистов. Водители, оставляющие комментарии как на магаданских, так и на московских автомобильных форумах, возмущены произошедшим.
Магаданский форум:
т158ав_BLONDY: и ведь ответственных не найдут...=(
и в отчете (МЧС – В.Ч.) так все складно...
Урал: Работяги погибают а МЧС едет 6 часов! Б… что это за народ такой!
jey: Зря ты так...Это не народ, так, пена... Те, кто из народа, те с парнем до конца были, были не за зарплату и не по обязанности, а потому, что просто так надо и иначе они не могли...
никА: только за один «своевременный» приезд и «замечательную» экипировку, руководство МЧС должно быть просто уволено. Интересно, а вопрос о возбуждении уголовного дела решается: есть две подходящие статьи 124 и 125 УК РФ «Неоказание помощи больному» и «Оставление в опасности».
jey: Сейчас по ящику глава наших МЧС-овцев вещал…<…> Тут же, присутствовавший там водитель, по телефону сказал, что были зажаты только ноги... Почему-то я верю водителю. А такого руководителя гнать надо, честь мундира он защищает...поздно...
selp: Позор МЧС, даже если пожилая врач «скорой помощи» не могла спуститься, то они должны были сами оказать мед.помощь. Уж поставить обезболивающий укол мог любой. Зато как красочно описывали новую технику и возможности МЧС на учениях в бухте Гертнера.
31.01.2009
ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ
http://www.novayagazeta.ru/data/2009/009/20.html