HollyVamPIRE
16-10-2011, 17:44
. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности Семейное воспитание — это система воспитания и образо¬вания, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
— сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социаль¬ное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае прояв¬ляется по-разному.
Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:
• создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
• стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
• передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
• научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
• воспитать чувство собственного достоинства, ценности соб¬ственного «я».
Семейное воспитание имеет н свои принципы. Наиболее общие из них:
• гуманность и милосердие к растущему человеку;
• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равно¬правных участников;
• открытость и доверительность отношений с детьми;
• оптимистичность взаимоотношений в семье;
• последовательность в своих требованиях (не требовать не¬возможного);
• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность от¬вечать на вопросы.
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значи¬мых для семейного воспитания: запрещение физических наказа-ний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализи¬ровать, не говорить слишком много, не требовать немедленно¬го повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сво¬дятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направле¬ния. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудо-вое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профес¬сиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; выра¬батывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспи¬тывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.
Особое место в семейном воспитании занимает нравствен¬ное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к стар¬шим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добро¬детелью.
В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное вос¬питание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтени-ем к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.
Целью семейного воспитания является формирование та¬ких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое фор¬мирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно ро-дители — первые воспитатели — имеют самое сильное влия¬ние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый после-дующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, при¬оритетное использование некоторых из них. Это личный при-мер, обсуждение, доверие, показ, любовь,. сопереживание, воз¬вышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, по-хвала, сочувствие я Т.Д.. Отбор идет сугубо индивидуально с уче¬том конкретных ситуативных условий.
Семейное воспитание начинает¬ся прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная роди¬тельская любовь — это любовь к ре¬бенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлет¬ворения собственных сиюминутных родительских чувств, жела¬ния родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задари-ванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний
ребенка. Слепая неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чув¬ство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность — встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют долж¬ного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.
Гинеропека — жизнь ребенка находится под бдительным и .неустанным надзором, он слышит все время строгие приказа¬ния, многочисленные запреты. В результате становится нере¬шительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. По¬степенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительско¬го засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки — воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхи¬щаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правиль¬но оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обви¬няет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во Есей дальнейшей жизни.
Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоцио¬нальной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чув-ствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя по¬сторонним может казаться, что родители достаточно вниматель¬ны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая си¬туация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувстви¬тельности к невзгодам или озлобленности детей.
«Жесткое воспитание» — за малейшую провинность ребен¬ка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угод¬ничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответствен¬ности — с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязатель¬но должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды ро¬дителей или же на него возлагаются недетские непосильные забо-
ты. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоян¬ная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспи¬тание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические сры¬вы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, исполь¬зуемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, ко-торые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложностям в адаптации, приспособлении его к коллективу ре¬бят, почти у всех этих детей пропадает охота к учебе.
Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД — синдром опасного обращения с детьми. В раз¬ных странах в законодательствах есть пункты об ответственнос¬ти лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД.
Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчи¬ки. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.
Причины СООСД кроются в социально-экономическом ста¬тусе семьи и характере межличностных отношений. К физичес-ким наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца, со старыми «ременными» традициями, ущемленными ма-терями, с низкими заработками.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений роди¬телей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное до¬верие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше прика¬зов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных реше¬ний, доводов, наблюдений.
Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда ро¬дители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые «трещинки» в взаимоотно¬шениях, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не успевают за динамизмом развития детей, «сфальшивят» в тоне разговора.
Распространен такой вариант отношений, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, «замыкаются в себе», потому что родители не уме¬ют войти в детский мир без нажима, навязывания своих взгля-дов, критических замечаний «из-за желания добра», без нервоз¬ности и предубеждений. И вот парадоксальное следствие неудач-
ных родительских усилий; «Дорогие родители, если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!»
Не редкость и следующий вариант отношений между роди¬телями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им «не до душевного общения с детьми», что порождает у детей чувство обиды и одиночества.
Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вред¬ных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя ро-дители правы, но их дети обычно убеждены, что правы не роди¬тели, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах стремлений детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам, убедительно раскрывая и свои аргументы.
Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятель-ность родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей могут приводить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родите¬лями.Изучению влияния стиля родительского поведения на соци¬альное развитие детей посвящено множество исследований. На-пример, в процессе одного из них (Д. Баумринд) было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых от¬мечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелю¬бия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I).
Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II).
Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдер-живать себя (модель III).
Исследователи рассмотрели четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 1) контроль; 2) требование зрелости; 3) общение; 4) доброжелательность. Контроль — это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяет¬ся степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Тре¬бование зрелости — это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умствен¬ных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уров¬не. Общение — это использование родителями убеждения, что¬бы добиться от ребенка уступки; выяснение его мнения или от¬ношения к чему-либо. Доброжелательность — то, насколько
родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.
Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения?
Модель поведения I. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали де¬тей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислу¬шивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только из желаний детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных тре¬бований. Родительский контроль сочетался с безусловной под¬держкой желания ребенка быть самостоятельным и независи¬мым. Эта модель была названа моделью авторитетного роди¬тельского контроля.
Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых сле¬довали модели поведения II, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, мень-шим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.
Модель поведения III. Снисходительная. Родители, дети ко¬торых следовали модели поведения III, были снисходительны¬ми, нетребовательными, неорганизованными, плохо налажива¬ли семейный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была н-азвана снисходительной.
Любая деформация семьи приводит к отрицательным по¬следствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Струк¬турная деформация семьи — не что иное, как нарушение ее струк¬турной целостности. В наши дни это обычно связано с отсут¬ствием одного из родителей.
Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, а также с системой отри-цательных ценностей, асоциальных установок и т. п. Сюда можно отнести самые разные факторы — от жажды накопительства до алкоголизма.
Существует много исследований, посвященных влиянию фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установле¬но, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсут¬ствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница меж¬ду мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жиз¬ни детей. В ходе одного из исследований было установлено, что 2-летние дети, чьи отцы умерли до их рождения, живя с матеря¬ми-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревож¬ность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П. Массен, Дж. Конджер и др., 1987). При обследо¬вании детей старшего возраста выяснилось, что поведение маль¬чиков, растущих без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны, оказа¬лось, что поведение и личностные особенности девочек, вырос¬ших только с матерями, мало чем отличаются от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаружи¬вается разница в пользу полной семьи.
Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшей причиной нарушения личностного разви-тия ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными): выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной, на¬правленности существенно отличаются между собой по крите¬рию «полная — неполная семья».
В настоящее время все большее внимание уделяется факто¬ру психологической деформации семьи. Многочисленные иссле-дования убедительно свидетельствуют, что психологическая де¬формация семьи, нарушение системы межличностных отноше¬ний и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на нега¬тивное развитие личности ребенка, подростка, приводя к раз¬личным личностным деформациям — от социального инфанти¬лизма до асоциального и делинквентного поведения.
Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может зависеть от особенностей семейных взаимоотношений. Если родители недооценивают специфику характера детей, кон¬фликтность может не только усилиться, но и привести к разви¬тию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт.
В школьные годы зависимость ребенка от семьи уменьша¬ется, а от учителя и группы сверстников возрастает, но эти из-менения определяются прежним опытом ребенка, сформировав¬шимися формами зависимого поведения. В целом ребенок ве-дет себя так, как он был воспитан своими родителями. По Сир-су, детское развитие — зеркало практики воспитания ребенка.
«9. Основы психологии
Родители как центр ориентации и идентификации отступают для подростков на второй план — но лишь в определенных обла¬стях жизни. Для большинства молодых людей родители и осо¬бенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами.
Например, одно из исследований показало, что в проблем¬ных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в за¬висимости от ситуации в разной последовательности —отец, подруга или друг. В ходе другого исследования старшеклассни¬кам предложили ответить, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родите¬ли оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у деву¬шек — на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?», —и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе го¬воря, как заметил по поводу этих результатов психолог И. С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Как показано в одном таком исследо¬вании (А. А. Реан, М. Ю. Санникова), в системе отношений личности к социальному окружению именно отношение к мате¬ри оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение не¬гативных дескрипторов (отрицательных характеристик) при опи¬сании матери соотносится с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матера является важным показателем общего неблагополучного развития личности.
Родительско-детское взаимодействие в значительной мере зависит от материнского отношения к ребенку, т.е. «репертуар», «тональность» действий матери, адресуемых ребенку, порождают у него соответствующие ответные действия и переживания. Струк¬тура родительско-детского взаимодействия насыщает субъектив¬ный опыт ребенка, формирует базисный слой, эмоциональную сферу ребенка, подкрепляя одни переживания и ослабляя, даже угнетая другие. Эмоции ребенка начинают, в свою очередь, опос¬редовать его связи с окружающим миром, они задают тип эмоци¬онального поведения, динамику и избирательность его поведе¬ния в детской и даже последующей взрослой жизни.
Материнское отношение как сложное, системно организо¬ванное качество поведения матери является результатом взаи-модействия многочисленных мотивационных отношений: 1) совокупность ранее сложившихся у матери установок и цен-ностных ориентации как устойчивых конструктов сознания в
отношении ребенка (ребенок как самоценность или отноше¬ние к нему занимает подчиненное положение в иерархии дру¬гих мотивационных отношений — профессиональных, пре¬стижных и т.д.);
2) особенности структуры личности матери,ее преобладающих черт: например, рационализм, или эгоистичность, или эмпа-тийность, чувствительность, внушаемость и т.д.;
3) система мотивационных отношений как результат конкретных способов взаимодействия между ребенком и родителями;
Можно выделить параметры взаимодействия:
1 — характер действий матери, адресованных ребенку, и со¬ответственно характер ответных действий ребенка;
2 — характер эмоциональных переживаний матери, вызван¬ных взаимодействием с ребенком, и соответственно ответные эмоциональные проявления в поведении ребенка.
Параметры материнского отношения:
1 — выраженность в поведении матери эмоций, адресован¬ных ребенку, и их модальные характеристики (поддержка, по-давление, отвержение, или агрессия);
2 — эмоциональность матери в целом (неэмоциональная, эмоциональна, но уравновешена, аффективная, конфликтная);
3 — психологическая дистанция между матерью и ребенком (эмоциональная дистанция, пространственно-физическая дистан¬ция и пр.);
4 — доминирующие реакции реального взаимодействия (вер¬бальный контакт, тактильный и зрительный контакт, игровое взаимодействие и т.п.);
5 — способность матери к поддержанию комфортного состо¬яния ребенка в условиях стресса (умеет ли защитить при столк-новении с опасностью, агрессивной средой).
Возможно выделение 4 типов материнского отношения:
1 — эмоциональное поддерживающее и принимающее;
2 — эмоционально подавляющее;
3 — эмоционально отвергающее;
4 — жестко агрессивное.
По характеру доминирующих эмоций в каждом из типов ма¬теринского отношения могут быть выделены разные варианты:
1 — в эмоционально поддерживающем отношении могут быть варианты — оптимистическое, спокойное и уравновешен¬ное отношение; либо с проявлениями пессимизма, депрессии; либо аффективное, неуравновешенное, взрывчатое;
2 — в эмоционально подавляющем отношении возможны варианты — рациональное, форсированно развивающее отноше-ние; либо тревожное, депрессивное; либо с повышенной мораль¬ной ответственностью, с гиперсоциальной ориентацией;
19*
3 — в эмоционально отвергающем отношении возможны варианты — властно-авторитарное; либо властно-подавляющее; либо безучастно-равнодушное; либо конфликтное;
4 — в жестко агрессивном отношении возможны варианты — пренебрегающее, принижающе-уничижающее отношение; либо с садистскими тенденциями; либо с проявлениями насилия.
Воспитательный потенциал семьи
Существует классификация се¬мей не только по составу (многодет¬ные семьи, малодетные, однодетные, бездетные семьи, неполные семьи), но и по характеру взаимоот¬ношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеаль¬ная, средняя, негативная или скандально-раздражительная. М. И. Буянов выделяет такие типы семьи: гармоничная, распадающа¬яся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благопо¬лучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания. Как правило, в неблагопо¬лучных семьях дети больные, так как за постоянную напряжен¬ность и отверженность в семье ребенок расплачивается невроза¬ми и другими болезнями, тесно связанными между собой.
Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей социологи и криминологи различа¬ют семьи с разным воспитательным потенциалом. Г. М. Минь-ковский выделяет по этому признаку 10 типов семьи:
1) воспитательно-сильные;
2) воспитательно-устойчивые;
3) воспитательно-неустойчивые;
4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и конт¬роля над ними;
5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосфе¬рой;
6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;
7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализаци¬ей и т. д.;
8) правонарушительские;
9) преступные;
10) психически отягощенные.
В семьях первого типа, доля которых во всем контингенте обследованных Г. М. Миньковским семей составляет 15—20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак — высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность про¬тивоправного поведения подростков из неполных семей в 2—3 раза выше, чём из семей с обычной структурой.
Второй тип семьи (35—40% выборки) создает в целом благо¬приятные возможности для воспитания, а возникающие в семье
трудности и недостатки преодолеваются с помощью других со¬циальных институтов, прежде всего школы.
Для третьего типа семьи (10% выборки) характерна непра¬вильная педагогическая позиция родителей (например, гипер-опека и т. п.), которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.
Четвертый тип (15—20% выборки) объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегружен¬ность работой, недостаток образования или педагогической куль¬туры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников.
Остальные типы (10—15% выборки) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и кримино-генными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспиты¬вающихся в, обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4—5 раз, а в семьях, где ца¬рят агрессивность и жестокость, в 9—10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступле¬ний (в 20—50% случаев безнадзорным оказывался и потерпев¬ший подросток), но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.
Дисгармоничная семья является фактором риска для небла¬гополучного развития личности ребенка. Выделяют несколько вариантов психологического неблагополучия: 1) семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или хи¬мической зависимостью (например, алкоголизмом); 2) собствен¬но дисгармоничные семьи,в которых основной проблемой явля¬ются отношения между членами семьи. В литературе выделены различные типы дисгармоничных семей: собственно дисгармо¬ничная, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся семьи как ступени перехода от гармонии к полному распаду, а также ригидная псевдосолидарная семья (А, Е. Личко), семья — «те¬атр», «санаторий», «крепость», «вулкан», «маскарад» (А. С.Спи-ваковская); 3) семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания; 4) «трудные» семьи, где социальная ситуация аз-вития ребенка непредсказуема, не подвластна ему и чревата не¬приятными неожиданностями, когда ребенок никогда не может быть уверен, что сможет получить поддержку родителей, когда ему это потребуется. У детей, растущих в таких семьях, воз¬можно появление следующего ряда личностных черт: низкая са-
мооиенка, которая нередко маскируется перфекционизмом, т.е. навязчивым стремлением к совершенству во всех делах, конт-ролированием других, проявлением презрения к другим; появ¬ление чувства вины, стыда, сама способность выражать собствен¬ные чувства и понимать чувства других людей у них снижена. Дети из трудных семей не склонны верить в то, что к ним испы¬тывают симпатию, дружеское расположение, любовь, не могут быть искренними в отношениях со сверстниками. Вынужден¬ные скрывать многое из своей семейной жизни, они привыкают автоматически лгать, когда ложь не служит достижению каких-либо выгод, а говорится как бы по инерции. Страх отвержения и потери отношений с другими, низкая самооценка, неуверенность в себе, болезненное реагирование На внезапные изменения ситу¬ации придают детям из трудных семей невротические черты и делают более вероятным возникновение у них неврозов.
Исследования свидетельствуют, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих собственных детей. При-чин этому много. А. П. Ситник называет такие: однодетность и малодетность в городских условиях уже во многих поколениях приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не име¬ют опыта семейных отношений; жизнь порознь со старшим по¬колением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей; основательно утрачены традиции народной педагогики; если ранее в условиях деревни, где все друг друга знали, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослого населения; возрастающие социальные и экономичес¬кие трудности, низкая зарплата и задержка ее выплаты, полная или частичная безработица и необеспеченность в семьях снижа¬ет уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повыша¬ет конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание; в отношениях членов семьи повысился уровень вза-имной психологической эксплуатации, когда члены семьи стре¬мятся проявить свой характер.
Выделяют следующие показатели родительского поведения (Э. Г. Эйдемиллер):
1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспи-танию подростка. Наблюдаются два отклонения уровня протек¬ции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротек-ция). О гиперпротекции говорим тогда, когда родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания, когда его вос¬питание стало центральным делом в жизни родителей, основ¬ным, чему посвящена жизнь. Гипопротекция — случай крайне
пониженного уровня протекции. Подросток при этом оказыва¬ется на периферии внимания родителей, до него «руки не дохо-дят», родителю «не до него». За него берутся лишь время от вре¬мени, когда случается что-то серьезное.
2. Степень удовлетворения потребностей подростка — в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворе¬ние потребностей подростка, как материально-бытовых (в пита¬нии, одежде, предметах развлечения), так и духовных (и преж¬де всего — в его общении с родителями, в их любви и внима¬нии). Так называемое «спартанское воспитание» — пример вы-сокого уровня протекции (родитель много занимается воспита¬нием, уделяет ему большое внимание) и низкого удовлетворе-ния потребностей подростка. В степени удовлетворения потреб¬ности также возможны два отклонения:
1. О потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребнос-тей подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители при¬водят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «сла¬бость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель; то, что подросток растет один, без отца.
2. Игнорирование потребностей подростка. Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением роди-теля к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмо¬циональном контакте, общении с родителями, в их любви.
3. Количество требований к подростку в семье. Требования к подростку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Это и «обязанности» подростка, т. е. задания, которые подросток вы¬полняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, по¬мощь другим членам семьи). Во-вторых, это — требования-зап¬реты (то, чего подросток не должен делать). Невыполнение тре¬бования подростком предусматривает санкции (от мягкого осуж¬дения до сурового наказания). Формы нарушения системы требо¬ваний к подростку различны. Рассмотрим нарушения в системе обязанностей подростка — в количестве этих обязанностей:
— чрезмерность требований (обязанностей);
— повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответ-ствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а, напротив, ставят его под угрозу. Особенно важны два случая чрезмерности обязанностей. В одном на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанно¬стей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними деть-
ми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент.
В другом случае от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт
и т. п.).
— недостаточность обязанностей подростка. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в се-мье, трудно привлечь подростка к какому-нибудь делу по дому.
4. Количество требований-запретов. Требования-запреты, т. е. указания на то, что подростку делать нельзя, определяют, прежде всего, степень самостоятельности подростка, возмож¬ность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два отклонения; чрезмерность и недостаточность требований-запретов.
Чрезмерность требований-запретов (доминирование). В этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самосто¬ятельность. Такое положение стимулирует у стеничных подрос¬тков развитие реакции эмансипации (протеста против родителей и любого авторитета), у менее стеничных — провоцирует разви¬тие черт сенситивной и психастенической акцентуаций. Родите¬ли стремятся подавить даже самостоятельность мысли подрост¬ка.
Недостаточность требований-запретов к подростку. В этом случае подростку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет вре¬мя возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитыва¬ется перед родителями. Родители при этом не хотят или не мо¬гут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное вос¬питание стимулирует развитие подростка по гипертимному и, особенно, неустойчивому типам.
5. Строгость санкций.
Чрезмерность санкции (жестокий стиль воспитания). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказани¬ям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.
Минимальность санкций. Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их редко. Они уповают на поощре-ния, сомневаются в результате любых наказаний.
6. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена стиля воспитания (смена воспитательных приемов) — переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от значительного
внимания к подростку к эмоциональному отвержению — отно¬сительно часто встречается в семьях подростков с отклонениями характера. Такой стиль, по наблюдению немецкого психиатра К. Леонгарда, содействует формированию таких черт, как уп¬рямство, склонность противостоять любому авторитету. Роди¬тели таких подростков, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают раз¬мах и частоту этих колебаний.
Негативные особенности родительского поведения являют¬ся причиной формирования отклоняющегося поведения и невро-тичного состояния детей:
Потворствующая гиперпротекция (потворствование + по¬вышенная протекция). Подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потреб¬ностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероид-ных и гипертимных черт характера у подростка.
Доминирующая гиперпротекция (доминирование + гипер¬протекция). Подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его само¬стоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реак¬цию эмансипации. При психастенической, сенситивной, астено-невротической акцентуации характера оно усиливает астеничес¬кие черты. .
Эмоциональное отвержение образуется сочетанием понижен¬ной протекции, игнорированием потребностей ребенка и неред¬ко проявляется в жестоком обращении с подростком. В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидной акцентуации ха¬рактера, а у подростков с эмоционально-лабильной, сенситив¬ной и астено-невротической акцентуациями характера могут фор¬мироваться процессы декомпенсации и невротические расстрой¬ства.
Повышенная моральная ответственность образуется соче¬танием высоких требований к подростку с пониженным внима-нием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип вос¬питания стимулирует развитие черт психастенической акцентуа¬ции характера.
Безнадзорность (пониженная протекция + пониженный уро¬вень удовлетворения потребностей + пониженный уровень тре-бований к подростку + пониженное число запретов). Подросток предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не конт¬ролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформно¬му типах.
Причины неправильного воспитания в семье
Причины неправильного воспи¬тания весьма различны. Порой — это определенные обстоятельства в жиз¬ни семьи, чаще — низкая педагоги¬ческая культура родителей. В этих случаях может помочь разъяс¬нительная работа и разумная терапия. Нередко основную роль играют нарушения в личности самих родителей. При этом осо¬бый интерес для специалиста представляют две группы причин (Э. Г. Эйдемиллер):
1) отклонение характера самих родителей. Отклонения ха-иактера и психопатии нередко приводят к определенным нару-шениям в воспитании. При неустойчивой акцентуации характе¬ра родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризую¬щееся пониженным уровнем требований к ребенку. Эпилепто-идная акцентуация родителей чаще других обусловливает жес-АОКИЙ стиль воспитания, доминирование. Стиль доминирования может обусловливаться либо сенситивным, либо конформным характером родителей. Истероидная акцентуация у родителя обус¬лавливает противоречивый стиль воспитания: демонстративная забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвер¬жение в их отсутствие. В этих случаях необходимо выявить от¬клонение характера родителей, убедиться, что именно оно игра¬ет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. На осознание родителями взаимосвязи между особенностями своего характера, стилем воспитания и нарушениями в поведе¬нии подростка направляется в этом случае основное внимание психотерапевта, школьного психолога и педагога;
2) личностные проблемы родителей, решаемые за счет под¬ростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то чаще всего неосознаваемая потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснения родителю неправильности его поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультат¬ными. Перед психотерапевтом встает нелегкая задача выявить личную проблему родителя, помочь ему осознать ее, снять дей¬ствие защитных механизмов, препятствующих такому осозна¬нию. Именно эти случаи, как показывает практика, представля¬ют особую трудность при диагностике и коррекции.
Расширение сферы родительских чувств. Обусловливаемое нарушение: повышенная протекция (потворствующая или доми-нирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: суп¬руга нет (умер, в разводе), либо отношения с ним не удовлетво¬ряют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоци-
ональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позднее подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Они хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений (взаимная исклю¬чительная привязанность, частично эротические потребности). Отношения с ребенком, а позднее подростком, становятся ис¬ключительными, важными для родителя. Мать нередко отка¬зывается от повторного замужества. Появляется стремление от¬дать сыну «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируют¬ся эротические отношения к матери (ревность, детская влюб¬ленность). В подростковом возрасте у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или до¬минирующей гиперпротекции.
Стремление к расширению именно супружеских отношений, как правило, не осознается самой матерью (оно строго табуиро-вано). Это желание проявляется косвенно, в частности, в выска¬зываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, в характер¬ном противопоставлении идеализированных отношений с сы¬ном с не удовлетворяющими отношениями с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они рационализируют ее в виде многочисленных придирок к ним.
Предпочтение в подростке детских качеств. Обусловливае¬мые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнориро¬вать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей подросток все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно.
Рассматривая подростка как «еще маленького», родители сни¬жают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя развитие психического инфанти¬лизма.
Воспитательная неуверенность родителей. Обусловливаемое нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перерасп¬ределение власти в семье между родителем и подростком. Ро¬дитель идет «на поводу» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это про¬исходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю под¬ход, нащупать его «слабое место» и использует это, чтобы до-
биться ситуации «минимум требований — максимум прав». Ти¬пичная комбинация в этом случае: бойкий, уверенный в себе подросток, смело ставящий требования, и нерешительный, ви¬нящий себя во всех неудачах с подростком родитель. Один из вариантов «слабого места» связан с психастеническими особен¬ностями родителя. Определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собствен¬ными родителями. В определенных условиях дети, воспитан-ные требовательными, эгоцентрическими родителями, став взрослыми, видят в своих детях тех же требовательных эгоцен-трических существ, испытывают по отношению к ним то же чув¬ство «неоплатного долга», какое испытывали ранее по отноше¬нию к собственным родителям. Характерная черта высказыва¬ний таких родителей — признание массы ошибок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.
Фобия утраты ребенка. Обусловливаемое нарушение: ги¬перпротекция (потворствующая или доминирующая). «Слабое ме-сто» — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибить¬ся, преувеличение представлений о хрупкости «ребенка», его бо¬лезненности — все это могло развиться в связи с историей рож¬дения ребенка (его долго ждали, обращения к врачам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось выходить и т. п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно, если они были дли¬тельными. Отношения родителей к подростку в этом случае формируются под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет, одних родителей тревожно при¬слушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — до¬кучно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
Неразвитость родительских чувств. Обусловливаемые на¬рушения воспитания: гипопротекция, эмоциональное отверже¬ние, «повышенная моральная ответственность», жестокое обра¬щение. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реа-лизовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразви¬тость родительских чувств нередко встречается у родителей под¬ростков с отклонениями характера. В то же время это явление очень редко осознается, а еще реже признается такими родите¬лями. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с под¬ростком, в плохой переносимости его общества, в поверхност¬ном интересе к его делам. Причиной неразвитости родительс¬ких чувств может быть отвержение самого родителя в детстве
его родителями, то, что он сам в свое время не испытал роди¬тельского тепла. Другой причиной могут быть особенности ха-рактера родителя, например, шизоидность. Родительские чув¬ства нередко значительно слабее у очень молодых родителей, усиливаясь с возрастом (любящие бабушка и дедушка). При труд¬ных, напряженных условиях жизни на подростка часто перекла¬дывается значительная часть родительских обязанностей («по¬вышенная моральная ответственность»), либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказыва¬ния таких родителей содержат жалобы на утомительность роди¬тельских обязанностей, сожаление, что эти обязанности отрыва¬ют от чего-то более важного и интересного. Для женщин с не¬развитым родительским чувством довольно характерны эман¬сипационные устремления.
Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств. Обусловливаемое нарушение воспитания: эмоциональное отвер-жение, жестокое воспитание. Причиной такого воспитания под¬ростка нередко является то, что и в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, те или иные сексуальные склонности, чрезмерная тяга к сопро¬тивлению, протесту, несдержанности. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители мно¬го и охотно говорят о своей непримиримости и постоянной борь¬бой с отрицательными чертами и слабостями подростка, о ме¬рах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителей сквозит неверие в сына, нередки инк¬визиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т. е. плохую, причину. Этой при¬чиной чаще всего бывает качество, с которым родитель не осоз¬наваемо борется.
Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Обусловливаемые нарушения воспитания: противоречивый стиль воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции од¬ного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпро¬текцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление даже в относительно стабиль¬ных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руковод¬ствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще бывает диаметральной: один настаивает на весь-
ма строгом воспитании (по типу доминирующей гиперпротек¬ции), другой же родитель склонен «жалеть» подростка. Он тяго-теет к стилю воспитания по типу потворствующей гиперпротек¬ции. Характерное проявление — выражение недовольства вос¬питательными методами другого супруга. При этом легко обна¬руживается, что каждого интересует не столько то, как воспиты¬вать подростка, сколько то, кто прав в споре