PDA

Просмотр полной версии : Просвещение


Тарифы: МТС, Билайн, МегаФон
Выгодные непубличные тарифы МТС, Билайн, МегаФон, Безлимитный интернет ✅
Determined by
15-03-2009, 21:15
Просвещение, это (словарь синонимов) образование.


.. Ленин постоянно подвергался критике своих соратников и оппонентов (Радека, Косиора, Шляпникова, Коллонтай, Осинского и многих других) за неумение организовать работу.
Более того, у него за все годы его правления так и не оказалось никакой вполне завершенной экономической или организационной программы по социалистическому строительству в России.
Одно дело писать утопические статейки, другое — эти утопии претворять в жизнь. Безграмотность его в хозяйственной сфере была более чем очевидна, но, тем не менее, он всегда поучает, дает указания хозяйственникам, как надлежит поступать.
Так, в 1921 году он пишет в Главное управление угольной промышленности:“Имеются некоторые опасения в целесообразности применения врубовых машин. Тот производственный эффект, который ожидает от применения врубовых машин тов. Пятаков, явно преувеличен. Киркой лучше и дешевле”.
Вот так — ни много, ни мало строился социализм под руководством большевистского “гения”.
Или еще один перл Ленина из другой области — области культуры: министру (наркому) Луначарскому: “Все театры советую положить в гроб.” (26.08.1921)"

(с) Юрий Козенков "Голгофа России"

mi-mi siku
15-03-2009, 21:20
))Интересно... но лучше не думать кто у нас систематически управляет, человек все равно не может знать все насвете.... мне нравится наблюдать за нашими призедентами когда их по производству тоскают))) так смешно... стаит какой то дядька все ему чето рассказивают он нихрена не понимает и задает ккой-то вопрос не о чем и получает ответ .
Кстати Гитлер тоже был не организованный систему у него не было он опаздывал.....вобщем был за****цем, но ведь не Ленин по сути не Гитлер не были управленцами они были ораторами и стягом который звал....

Determined by
15-03-2009, 21:21
"Почему евреи во всем мире поднимают вопли об антисемитизме? При чем здесь евреи?
Этот трюк был нужен сионистам как охранная грамота, некое табу на любого еврея, его неприкосновенность, что бы он ни делал дурного или преступного против других народов во имя цели мирового сионизма.
“Арабы тоже семиты, — писал В.В. Шульгин, — но никто никому не мешает быть арабофобом, если бы такой оригинал объявился”. [ 19 ]
И действительно, поднимаемый евреями вопрос об антисемитизме абсурден по своей смысловой нагрузке и постановке.

Семиты — это более полутора десятка арабских народов, к числу которых относятся и евреи.
Если говорить о том, что кто-то не любит или даже ненавидит евреев, турок, англичан, или скажем папуасов, то это личное дело каждого человека, кого ему любить, а кому отказать в этой привилегии. Но тогда это надо называть — юдофобией, туркофобией, англофобией и т. д. “Фобия” означает: “ненависть”, “неприятие”, “боязнь”.
Но ведь нам и всему миру трещат об антисемитизме. При чем же здесь арабы?..
Все очень просто. Мировой сионизм придумал этот трюк для защиты проводников своей политики из числа евреев и их выкрестов, занимающихся подрывной работой в тех странах, где они проживают.
Потому, что если кто-то ненавидит просто евреев, то это запретить просто абсурдно и невозможно, это частное право и свобода совести и слова каждого человека на земле.

Это право каждого живого существа, кого ему любить, данное ему от рождения Господом Богом.
А вот если человек антисемит, то он ненавидит целую расу, более десятка арабских народов. А это уже ближе к расизму. Но ничего более хитрого в этом плане “гениальные” теоретики мировой проказы придумать пока не могут, чтобы защитить своих агентов по всему миру.
По большому счету, это евреи являются антисемитами и расистами, так как ненавидят более десятка арабских народов мира, целую расу, да и другие народы мира, зачислив их в категорию гоев, т.е. рабов.."

(с) оттуда же
Выделено жирным шрифтом- автором книги.

Determined by
15-03-2009, 21:24
Нет. :)
Думать о том, кто у нас управляет, надо обязательно. Как иначе жить? :rolleyes:

mi-mi siku
15-03-2009, 21:27
Эх не буду я больше в эти дебри лезть

Determined by
15-03-2009, 21:50
Почему? :confused: Испугалась слова "антисемит"? :)

Determined by
17-03-2009, 15:27
"Мировое господство! Как часто в последнее время мы слышим это словосочетание. И, действительно, кто только не стремился к этой цели: египетские фараоны и владыки Междуречья, римские цезари и предводители варваров, орды Тамерлана и Чингиз-хана, полчища Наполеона и Гитлера.
Все кануло в вечность, закончившись неудачей, на коротком историческом срезе времен. Почему терпели поражения претенденты на мировое господство? Потому, что нации и народы рано или поздно, но поднимались на защиту своей веры, своей земли, своих национальных интересов.
Значит, чтобы завоевать мировое господство, необходимо было сломить волю народов к сопротивлению, уничтожить объединяющие их факторы.

В процессе естественной борьбы за выживание из племен формировались нации и этносы, которые для самосохранения объединялись в государства. Постепенно вырабатывалась и концептуальная основа их единства, основанная на вере в своего Бога, в своего вождя (царя, короля) и на мощь своего Отечества, государства.
Поэтому, чтобы покорить народы, надо было разрушить эту триединую основу и найти для этого универсальные механизмы.

Конкретный завоеватель для такой глобальной задачи просто не годился. Слишком коротка для этого человеческая жизнь. Решение такой задачи под силу было только масштабной организации беспощадно-фанатичного толка, которая, не считаясь с потерями, могла бы проводить в жизнь свою идею на протяжении веков, пока не будет достигнут успех."

Determined by
04-05-2009, 23:39
Крымская война 1853–1856 годов и проблемы глобализации.


Почему Россия столь настороженно относится к процессу глобализации?

Почему, в свою очередь, мировые лидеры этого процесса с каждым годом воспринимают Россию все непримиримее и враждебнее, часто называя ее основным (иногда даже единственным серьезным) препятствием на пути всемирного объединения?

Ответ следует искать не только в сегодняшних политических и экономических раскладах, но и в нашей истории.

В самом деле, исторические корни нынешнего мирового государства с ярко выраженным англосаксонским акцентом можно отыскать уже в XVI–XVII веках.
Агрессивная, претендующая не столько на мировое господство, сколько на тотальный контроль над мировым рынком британская политика того времени была направлена в первую очередь против ее европейских конкурентов – Испании, Нидерландов, Франции.
Однако Московское государство одним из первых ощутило на себе все прелести английской торговой колонизации[1].
Сам статус лондонской Московской торговой компании, возникшей в 1555 году и ставшей в одном ряду с аналогичными ей Турецкой, Марокской, Гвинейской, Вест-Индской и значительно позже созданной Ост-Индской компаниями, прекрасно иллюстрирует отношение англичан к осваиваемой ими территории.

Английский историк Уиллан отмечает, что англо-русская торговля XVI века «во многом напоминала обмен, сложившийся между Англией и ее колониями»[2].
«Русские канаты и снасти (а также мачтовый лес, парусина, смола, воск, деготь, а позднее и чугун. – А.Е.) для тогдашнего английского флота имели такое же значение, как нефть для современного», – пишет он[3].
Русский историк Николай Костомаров также полагает, что англичане имели «обширные виды политического преобладания в России»[4]. Но там, где начинается колонизация, всегда возникает сопротивление[5].

Первой узловой точкой российского сопротивления западной колонизации можно считать 1613 год. Избрание Земским Собором Михаила Романова стало не только утверждением независимости Московского государства и символом победы над польской католической интервенцией.

Россия, по существу, отказалась от соблазна ценностной и структурной модернизации общества по европейскому образцу, сделав упор на техническое соревнование систем.
Земский собор 1613 года, имея все возможности для законодательного ограничения самодержавия, сознательно усилил его политическую мощь[6].
Консолидировавшись таким образом, государственно-общественная система России смогла в течение XVII века не только заложить социально-экономические основы национального сопротивления европейской глобальной экспансии, но и существенно расширить территориальную базу этого сопротивления.

Судьба древних государств Южной и Юго-Восточной Азии в те же XVI–XIX века складывалась весьма незавидно. Индия, Индокитай, Индонезия были фактически поглощены и многократно ограблены Западом, как и Африка и Америка.
В то же время Османская империя, Иран, Афганистан, Монголия, Китай и ряд других азиатских государств, утратив суверенитет над частью своей территории, тем не менее сумели сохранить относительную политическую самостоятельность, а главное, культурную самобытность.

Легко заметить, что они оказались своеобразным «буфером» между Россией и зонами европейской колонизации и частично вошли в сферу русского влияния[7]. Вынужденно развернувшаяся в этих странах дипломатическая игра давала им шанс пережить эпоху колониальных захватов.
Таким образом, роль России в новой и новейшей истории Азии трудно переоценить. Фактически ее политика сдерживания модернизации способствовала сохранению основ для сегодняшнего строительства многополярного мира.

Похожих результатов Россия XVII–XIX веков добивалась и как европейская держава, так или иначе влияя на ход европейских дел, а то и прямо вмешиваясь в них.

Вследствие этого влияния сплошная унификация культур Восточной, Центральной и Северной Европы была существенно заторможена.
Колоссальными усилиями Россия в Европе не только неоднократно справлялась с польскими, шведскими, прусскими, французскими и иными гегемонистскими претензиями, но и практически без выгоды для себя стабилизовала готовые рухнуть Австро-Венгрию, Испанию и другие консервативные режимы[8].
Сыграв в первой половине XIX века решающую роль в провале военно-глобалистской авантюры Наполеона, Россия по горячим следам попыталась выстроить и первую систему европейской коллективной безопасности – Священный союз.
отсюда (с)

gomenasai
04-05-2009, 23:49
ничего не уходит от влияния глобализации.

а ваще во всем виноваты евреи. как всегда.

Determined by
05-05-2009, 00:00
Да ты что?! :D

А это откуда и когда было написано?

"Какую форму административного правления можно дать обществам, в которых подкупность проникла всюду, где богатства достигают только ловкими сюрпризами полумошеннических проделок, где царствует распущенность, где нравственность поддерживается карательными мерами и суровыми законами, а не добровольно воспринятыми принципами, где чувства к родине и к религии затерты космополитическими убеждениями?

Какую форму правления дать этим обществам, как не ту деспотическую, которую я опишу далее?
Мы создадим усиленную централизацию управления, чтобы все общественные силы забрать в руки.
Мы урегулируем механически все действия политической жизни наших подданных новыми законами.
Законы эти отберут одно за другим все послабления и вольности, которые были допущены гоями, и наше царство ознаменуется таким величественным деспотизмом, что он будет в состоянии во всякое время и во всяком месте прихлопнуть противодействующих и недовольных гоев.
Нам скажут, что тот деспотизм, о котором я говорю, не согласуется с современным прогрессом, но я вам докажу обратное.

В те времена, когда народы глядели на царствовавших, как на чистое проявление Божьей Воли, они безропотно покорялись самодержавию Царей, но с того дня, как мы им внушили мысль о собственных правах, они стали считать царствующих лиц простыми смертными.
Помазание Божественным избранием ниспало с главы Царей в глазах народа, а когда мы у него отняли веру в Бога, то мощь власти была выброшена на улицу в место публичной собственности и захвачена нами." (с)

gomenasai
05-05-2009, 00:12

это уже другой вопрос. про отрицательные и положительные стороны глобализационных процессов.
ИМХО!

Swedish Sky
05-05-2009, 04:57
коба-коба-оп-па-па

Determined by
05-05-2009, 07:32
К счастью, это не коба.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает важным условием выживания России в глобализирующемся мире сохранение традиционных ценностей ее национальных культур, и, в первую очередь, религиозных, сообщает Интерфакс-Религия.

"Сегодня мы должны овладеть базисной культурой, связанной с историей нашего народа, потому что в ней заложена система ценностей.
И, конечно, мы непременно должны знать основы религиозной культуры, связанной с национальным культурным базисом, из которого произрастает система национальных ценностей, формирующая личность и общество", - сказал Святейший Патриарх Кирилл, выступая 23 марта в Российском государственном университете имени Канта в Калининграде.

По его словам, только защищая ценности своей национальной культуры, российский народ "не потеряется на развилках и перипетиях глобализации, но станет носителем яркого и сильного национального самосознания и сможет критически относиться ко всему, что этому не соответствует".

"У страны нашей нет иного пути, если мы как страна и народы хотим защититься в эпоху глобализации", - считает Святейший Патриарх.

По его мнению, одной из важных современных задач Православной Церкви становится воспитание у людей такого критического взгляда на ценности других культур, "формирование личности, способной критически воспринимать и оценивать происходящее в современном мире", чтобы уметь противостоять тенденции "самораспада, наблюдаемой в процессе развития мировой цивилизации".

Determined by
28-06-2009, 13:49
сама ты коба :D

ArsEND
28-06-2009, 13:56
а в чем собственно проблема?

Determined by
30-06-2009, 23:20
хотя Россия ... и сумела отстоять свой политический суверенитет, она, тем не менее, оказалась почти беззащитной как перед глобальной экономической экспансией западноевропейских товаров и капиталов, так и перед лицом западноевропейской информационно-идеологической агрессии.

Восстание декабристов в контексте глобальных социально-экономических проблем первой половины XIX века
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100201/20130.p.jpg
Восстание 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге традиционно принято интерпретировать как первое в России открытое вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества и фактическое начало русского освободительного движения.
За минувшие годы специалисты из самых разных идейных лагерей весьма глубоко изучили общественно-политическую подоплеку восстания и предшествовавших ему событий и процессов. Достаточно тщательно на сегодняшний день изучено и социально-экономическое развитие России той эпохи[1].

Однако глобальный контекст как российских социально-экономических проблем первой половины XIX века, так и непосредственно движения декабристов достаточно редко попадал в поле зрения историков.

Так, наиболее крупной работой, освещающей этот вопрос по существу, до сих пор остается известный курс русской истории М.Н. Покровского. При всей своей тенденциозности главы данного курса, посвященные декабристам и развитию России в первой половине XIX века, в целом наглядно и ярко показывают, что
хотя Российская империя начала XIX века, захлестнутая первыми волнами европейской нестабильности в эпоху наполеоновских войн, и сумела отстоять свой политический суверенитет, она, тем не менее, оказалась почти беззащитной как
перед глобальной экономической экспансией западноевропейских товаров и капиталов, так и
перед лицом западноевропейской информационно-идеологической агрессии.
..

Determined by
10-06-2017, 13:33
Русофобия

Русофобия — фундаментальная и неотъемлемая часть западной идентичности
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2017/05/...-identichnosti

https://img6.eadaily.com/r650x400/o/...64302c6276.jpg

О феномене традиционной западной (и не только) русофобии в интервью EADaily рассказывает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Борисович Неменский.

Олег Борисович, что такое русофобия?
Каковы истоки этого явления?

- Русофобию можно рассматривать двояко. Можно просто как проявление нелюбви к русским и России и исходящего из этого страха. Такие негативные чувства отчасти естественны для любых соседских народов, или же народов, когда-либо друг с другом воевавших.

А можно на неё посмотреть иначе и увидеть целую идеологию, во многом схожую с антисемитизмом, только в отношении русских. И тогда её можно исследовать более конкретно: как и когда она сложилась, как распространялась, какие имеет формы и какое отношение к нам задаёт.

Вот исследований этого явления как раз очень не хватает — у нас, к сожалению, лишь недавно (самое раннее — в 1990-е, а на деле ещё позже) стали обращать на него внимание, а до систематического изучения дело ещё не дошло. Вокруг изучения антисемитизма — целая наука и большая политическая практика противодействия этому явлению, а до русофобии как бы никому нет дела.
Могу сказать о некоторых моих выводах, которые я уже не раз описывал в своих научных статьях на эту тему.

Во-первых, русофобия — это именно западная идеология. В других цивилизациях негативное отношение к России носит либо неидеологический характер, либо является продуктом прямого информационного влияния Запада.

Во-вторых, в своих основных чертах эта идеология сформировалась в XVI—XVII вв., но в основном именно в годы Ливонской войны, когда Российское государство впервые столкнулось с целой коалицией западных держав.

В-третьих, важнейшую роль в её создании сыграла страна, о которой у нас вообще мало кто задумывается — это Польша. Просто поляки исторически — самый близкий и крупный наш сосед из всех западных по культуре народов, на протяжении многих столетий ведший с нами многочисленные войны. Основная информация о нашей стране, которой располагал прежде Запад, передавалась именно поляками — они до сих пор считаются главными экспертами по России. И они же распространяли там свой взгляд на Россию и русских, особенно в XIX и ХХ веках, благодаря нескольким большим волнам польской эмиграции — начиная с событий разделов Речи Посполитой, потом наполеоновских войн и двух больших польских восстаний, потом в результате Первой и Второй мировых войн и формирования ПНР.

Но, надо сказать, все эти идеи падали на благодатную почву. В каком-то смысле мы были обречены на западную русофобию просто по объективно-историческим причинам. Всё западное самосознание, каким оно стало складываться ещё в Древнем Риме, было построено на противопоставлении себя «Востоку», как тогда называлась восточная часть империи, эллинистический мир восточного Средиземноморья.
Для нас Восток — это только Азия, то есть преимущественно мусульманские и ещё более восточные народы. А для римлян Восток — это в первую очередь Греция. В средние века отчуждение от греков только выросло благодаря расхождению восточного и западного христианства. Византия — Восточная Римская империя — виделась в негативных тонах.
Ну, а мы — принявшая православие Русь — были частью этого греческого мира, а потом и его основными наследниками. И весь западный негатив в отношении греков мы тоже унаследовали.

Мы были и остаёмся важнейшим «Иным» для западной культуры, в отношении которого западные народы и осознают себя как Запад. И абсолютно положительное западное самовосприятие имеет обратной стороной абсолютно негативное восприятие России. К мусульманам все эти отрицательные характеристики (по тому же принципу бинарных оппозиций) тоже применялись, но с ними Запад столкнулся позже, когда у него уже был образ принципиального Иного в лице греческого мира.

Помню, в середине 90-х одного французского политика спросили, есть ли перспектива у России вступить в ЕС, на что он с удивлением ответил примерно следующее: «Если Россия станет частью Европы, то тогда что такое Европа?» Вот это очень точный ответ, хорошо иллюстрирующий эту идентичность, которую у нас как-то недопонимают: Запад (и Европа) потому Запад, что имеет границу с Россией.

И проявляется русофобия таким же образом, по принципу бинарных оппозиций: всё, что в западных культурах может быть помыслено как хорошее, доброе, прилагается к России в своём негативе.

Русские видятся как народ во всём противоположный, и потому по природе своей плохой и опасный. В конечном счёте, это сводится к оппозиции добра и зла. «Империя Зла» — очень точное определение западного восприятия нашей страны, квинтэссенция русофобии.

У нас в своё время думали, что такое отношение связано с коммунизмом, но, вроде, уже поняли, что нет, коммунизм тут не играл существенной роли.
И при этом надо понимать, что в любой культуре добро утверждается именно в активном противостоянии злу — так и на Западе самоутверждение в качестве носителя добрых начал происходит через противостояние России или чему-либо, что маркируется как русское или же связанное с русским влиянием.

Так, страны Центральной и Восточной Европы, присоединившиеся к западным структурам или только стремящиеся к этому, пытаются доказать свою европейскость через особенно активную показную русофобию. А США, как лидер западного мира, несущий ответственность за общую идентичность, стремится быть и лидером во враждебности к нам. Это нормально для западной цивилизации, она такой будет всегда.

Если говорить об образе России, который задаёт русофобия — то это образ противоположного мира. И в первую очередь это образ страны, в которой правит Тиран (то есть абсолютный властитель, употребляющий свою власть во зло), а её население представляет собой рабские массы людей, которые больше всего боятся свободы и потому вожделеют своего рабства и жестокого правителя.
Примерно так на Западе описывали Ивана Грозного во время Ливонской войны, и ровно так же описывали Россию в любые другие эпохи, да и по сей день. Конечно, такое общество очень агрессивно, ведь зло на то и зло, что борется с добром, не терпит его. А поэтому на такую страну нельзя смотреть спокойно — надо готовиться к защите от неё и искать пути её уничтожения.

- Насколько обоснована русофобия?
- Ни на сколько.

Западный образ России вообще никак не связан с реальной Россией и русскими, не имеет никакого отношения к опыту контактов или изучения нашей культуры. Это простой негатив западного самовосприятия. Можно сказать, что у Запада есть своя Россия, на нашу страну даже не похожая.

И самое страшное, что мы можем сделать для Запада — это проявлять своё всамделишное лицо, как-то заставлять увидеть реальную Россию.
Это сбивает всю систему идентичности и превращает западного человека в своего рода диссидента, который начинает разрушать внутреннее информационное пространство и подрывать основы западной культуры. Залог сохранения западных обществ — это якобы снесённый железный занавес, то есть жёсткое ограждение от адекватной информации о России.
Они на самом деле не армии нашей боятся, а того, что мы сможем кого-то убедить в том, что мы их странам на самом деле не угрожаем.

Заложенная в западном человеке мысль о противоположности Востока и Запада легко оборачивается выводом: «если Россия не агрессивна, значит, это мы агрессивны?» Такой человек становится критиком западной системы, его сознание как бы выходит из-под контроля. Это очень опасно и защита от реальной информации о России — это задача самосохранения Запада. Россия в западной культуре должна быть только воображаемой.

Ну вот пример, в наше время наиболее актуальный: почему Запад не хочет признать, что наша страна внесла самый большой вклад в победу во Второй мировой войне.

У нас просто не понимают, что для того, чтобы западный человек признал это, ему надо, условно говоря, сломать мозги, так как этот вывод противоречит всей его картине мира. Любая война воспринимается как битва добра со злом, победа в войне — это, конечно, победа добра.

Для людей Запада эта история выглядит примерно так: во Второй Мировой столкнулось добро в лице США и их западных союзников, отвечающих в этой истории за западную идентичность, и зло в лице гитлеровский Германии. Да, она — тоже часть Запада, но пошедшая неверным путём (а кто безгрешен?), причём по вине конкретного злого гения (Гитлера). В этом участвовала ещё одна сила — СССР, то есть противоположная Западу Россия. Ясное дело, она — зло.

Была создана целая теория «тоталитарных режимов», которая объясняла, что СССР и Третий Рейх — примерно одно и то же, только ведь Германия плоха по заблуждению, а Россия — по определению. То, что это вечное зло в лице СССР победило временно-случайное зло в лице Германии, никто не отрицает. Но является ли это частью победы добра над злом?
Нет.

Мало ли, что пауки друг друга сожрали? Можно ли из-за этого считать СССР частью победившего добра? Нет, конечно. Как же зло может делать добро? Это же нелогично, абсурдно. А, соответственно, США победили, но не окончательно, не вполне — одну Империю Зла повергли, а другую не смогли, потому и начали против неё Холодную войну.

То, что Россия (СССР) сильно вложилась в победу над Германией, для западного человека не делает её стороной добра, а, соответственно не делает её и частью стороны победителей. И сколько бы мы ни пытались убедить западных «партнёров» в том, чтобы они признали наш решающий вклад в победу над нацизмом, они не смогут этого сделать.
Или, почему т.н. пакт Молотова-Риббентропа рассматривается как преступный сговор, положивший начало войне, а другие подобные договоры, которые заключали с Германией страны Запада, таковыми не считаются? По той же причине: когда добро совершает уступку злу и идёт на какое-то соглашение — это уловка, направленная на последующую победу над этим злом. А когда два зла договариваются друг с другом — это сговор против добра, и он не может рассматриваться в ряду договоров других стран.

То же самое — касательно уважения наших павших героев.
Для западного человека кажется странным сама идея сопоставлять героизм своих солдат и советских людей, которые видятся просто слепыми рабскими массами, беспрекословно шедшими на убой по воле тирана. Плюс к тому, будучи носителями злой воли, они, несомненно, совершали много попутного зла — и отсюда поиски «миллионов изнасилованных немок» и т. п. Здесь нет равенства в восприятии и в отношении.

Как объясняют такое «своеобразие» России?
Да, конечно, на Западе изредка задаются вопросом, почему же Россия такая вот во всём обратная «цивилизованному человечеству». Тут выдвигаются версии исторического плана, обыкновенно сводящиеся к тому, что мы совместили наследие Византии и Орды.

Также нередко, особенно до Второй мировой, выдвигались версии расово-генетические, по которым всё объяснялось нашим особым грязнокровием, якобы мы наследники «славяно-финно-монгольских бастардов», и потому как бы чужды миру «нормальных» чистых народов.

В наше время чаще совмещают эти две стратегии объяснения — мол, сама наша история была столь ужасна, что испортила нашу генетику. Кстати, об испорченной генетике чаще всего можно услышать от нашей доморощенной либеральной общественности. Наверное, это связано с тем, что генетика — единственное, чем её представители могут себя отделить от остальных русских, хотя это тоже обыкновенно весьма надуманно.

Вообще, русская русофобия — она обыкновенно даже сильнее, чем западная. Это и понятно, ведь для живущего в России (или вышедшего из России) человека это своего рода больное место. Но по смыслу она от западной ничем не отличается. Думаю, она возникла как результат вестернизации нашей элиты.

Мы никогда не были колониальным народом (наоборот, сами были Империей), но на культурном уровне нам свойственно многое из того, что составляет традиционные проблемы культурной жизни бывших колоний.

С петровского времени, когда дело образования детей элиты решали через поездки учиться на Запад (или же через приглашение западных учителей к себе) возникла своеобразная субкультура элиты, во многом чуждая местной русской среде, и нередко ей сознательно противопоставленная. А ведь традиция обучения на Западе жива до сих пор. Вместе с западной культурой перенимается и западный взгляд на Россию. Только ещё добавляется болезненный укор в адрес родной страны за то, что она не Запад, что легко перерастает в гневные обвинения. И тут уже трудно уйти от логики: мы не Запад, потому что у нас народ рабский, правители тиранские и т. п. А если человек ещё и находит какие-то причины, чтобы самого себя не считать русским, тем самым как бы отстраняясь от всего местного, то такая логика становится основой для жгучего презрения и ненависти.

Кстати, самый старый случай употребления слова «русофобия» — в письме Фёдора Тютчева к своей дочери (1867 г.), и там речь шла как раз о «русофобии некоторых русских людей».

И ещё один яркий пример нашей же русофобии — это украинство, являющееся по сути той же самой идеологической русофобией, но облачённой в форму местного национализма, и рассчитанной на исторически и культурно русских людей. Тебя погружают в информационную атмосферу русофобии и предлагают отречься от русскости, а вместо неё принять идентичность, объединяющую тебя с Западом и позволяющую почувствовать себя частью стороны добра. Но не бесплатно — ты должен стать лучшим борцом со злом (то есть со всем русским), ты должен делом доказать, что ты не русский. И мы видим, к чему это ведёт Украину.

Следует ли нам бороться с русофобией?

Бороться с русофобией, конечно, можно и нужно. И образцы этого нам даны в практике борьбы с антисемитизмом — тоже исконно западной и в недавнем прошлом почти повсеместно господствовавшей идеологии. Разве что вряд ли мы сможем навязать Западу такое чувство вины, которое там есть в отношении евреев, да и сам антиеврейский настрой не является такой необходимой составляющей западной идентичности, как антирусский.

Но всё же созданная для борьбы с антисемитизмом инфраструктура его изучения и противодействия является, наверное, пока что недостижимым для нас образцом. Однако вряд ли мы можем быть хоть сколь-нибудь успешны в противостоянии русофобии на Западе, если она процветает в нашем же собственном доме.

С другой стороны — всегда есть опасность, что как только у нас начнут бороться с внутренней русофобией, всё сведётся к запрету на какую-либо критику положения дел в стране, вообще на любую самокритику, что ещё опаснее. Наверное, лучше вначале вложиться в её изучение, в выработку критериев её определения и системы контраргументации. Думаю, мы пока что в самом начале работы над этим предметом.

Беседовал Роман Проценко

https://eadaily.com/ru/news/2017/05/...-identichnosti