Длительное пребывание в космосе таит для человека и любого другого живого организма гораздо более серьезную опасность, чем представлялось до сих пор.
И дело не только в губительной солнечной радиации, вымывании кальция из костей, нарушении водно-солевого обмена, ухудшении иммунитета, ослаблении циркуляции крови, деградации мышц из-за снижения нагрузки и тем более не в сложных, но решаемых уже при сегодняшнем уровне науки психологических проблемах, возникающих при длительных экспедициях.
Причина глубже - на уровне клеток организма, интенсивность развития которых катастрофически изменяется без привычного гравитационного воздействия. Это было установлено в ходе выполнения белорусско-французского проекта, реализованного учеными Института физиологии Национальной академии наук Беларуси, медицинского факультета Анжерского университета (Анжер) и Института космической физиологии и медицины (Тулуза).
Самое интересное, что сделать столь фундаментальные выводы партнеры смогли, не отправляя на орбиту космонавтов, подопытных животных или культуры клеток и вообще не запуская исследовательские зонды. Опыты, принесшие удивительные результаты, ставились в Минске и внешне выглядели столь просто, что, когда интернациональный коллектив исследователей отправил материалы для публикации в журнал Российской академии медицинских наук "Бюллетень экспериментальной биологии и медицины", авторов вежливо попросили повторить эксперименты еще раз. И только после того как все в точности подтвердилось, было принято решение опубликовать статью.
Кроме того, в минувшем году полученные данные вызвали оживленную дискуссию на организованном Европейским космическим агентством международном симпозиуме "Жизнь в космосе для жизни на Земле" и на 2-м съезде физиологов СНГ в Кишиневе.
- Мы ставили эксперимент по моделированию воздействия микрогравитации на клетки соединительной ткани - фибробласты, - поясняет заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН Беларуси, член-корреспондент НАН Беларуси Владимир Кульчицкий. - Для этого культуру клеток выращивали на керамическом носителе, изготовленном специалистами Института порошковой металлургии НАН Беларуси, чтобы ее вместе с этим материалом можно было время от времени свободно переворачивать на 90 градусов.
Казалось бы, бессмысленное занятие, не имеющее к тому же никакого отношения к гравитации. Но дело в том, что живая клетка, как мы были убеждены, должна для успешного развития чувствовать вектор гравитации, то есть знать, где "верх", а где "низ". В космосе таких понятий, как известно, нет, но на Земле мы можем воспроизвести примерно такую же ситуацию, если дезориентируем клетку, периодически меняя верх и низ местами. Честно говоря, на столь очевидный результат, какой был получен, мы даже не рассчитывали. Оказалось, что развитие "сбитых с толку" клеток замедляется почти в два раза по сравнению с контролем! Для них это катастрофа.
Выяснилось, что после такого разворота клетки через 1-2 суток теряют способность прикрепляться друг к другу, а также к материалу, на котором они находятся. Обычно они делают это с помощью специальных молекул, которые при изменении обстановки временно утрачивают дееспособность. Судя по всему, виной тому становится именно гравитационный фактор.
- Известно, что по естественным причинам клетки организма периодически отмирают, а приходящие им на смену новые в условиях невесомости могут отставать в развитии, - продолжает Владимир Кульчицкий. - Стало быть, при длительных космических экспедициях негативный эффект невесомости может нарастать, и организм, не восполняя клетки, начнет как бы истощать свои возможности. Как будут работать в этих условиях различные системы организма, дойдет ли дело до нарушения контроля жизненных функций, и если это будет происходить, то что следует предпринимать, чтобы предотвращать нежелательные последствия длительных полетов - на все эти вопросы еще предстоит ответить ученым, моделирующим условия космоса. В этом направлении исследований, например, интенсивно работают ученые из Института медико-биологических проблем Российской академии наук, в частности, профессор Людмила Буравкова.
Эта тема возникла не вдруг. В ходе предыдущего, опять же наземного белорусско-российско-французского проекта, направленного на выяснение механизма адаптации организма к условиям невесомости, ученые в модельных экспериментах выяснили, что у лабораторных животных, например, страдает эндотелий - слой клеток, выстилающих внутреннюю поверхность кровеносных сосудов. В результате структурных изменений этих тканей и ослабления способности рецепторов реагировать на изменение среды кровь иначе взаимодействует со стенками сосудов, что приводит к разнообразным аномалиям, в том числе к усилению атеросклеротических проявлений. Механизм этого явления на клеточном уровне остается непонятным, что побуждает исследователей проводить более углубленные опыты.
Теперь, когда микрогравитация приоткрыла свою тайну в экспериментах на культурах клеток, пришла пора поставить новые опыты на лабораторных животных. Такую программу ученые Института физиологии НАН Беларуси совместно с коллегами из университетов Анжера и Гренобля подготовили, и она уже прошла предварительные этапы экспертизы в научных структурах Евросоюза. Несмотря на кризис, шанс получить финансирование темы от Европейского космического агентства велик, но партнеры намерены выполнить работу даже при неблагоприятных обстоятельствах. Французские коллеги из своих средств перевели на счет белорусских партнеров пока скромную, но такую необходимую для них сумму - 5 тысяч евро, и на эти деньги уже закуплены реактивы, которые используются на начальной стадии совместных исследований.
Параллельно белорусские ученые продолжают сотрудничество и с Российской академией наук - Институтом медико-биологических проблем и Институтом эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова. В частности, они участвуют в проводимых россиянами опытах по изучению способности человека к операторской деятельности после пребывания в гидроневесомости в течение нескольких дней.
Выяснилось много интересного. Оказалось, например, что даже тренированные летчики-испытатели и летавшие космонавты примерно вдвое хуже, чем обычно, выполняют маневры на тренажере уже после двух суток пребывания в бассейне, где, подвешенные на специальном устройстве в воде, они лишены физической нагрузки. Исследования позволили определить, что средняя надежность пилотов, оцениваемая по тому, сколько условного топлива они расходуют на стыковку и сколько времени им требуется на выполнение операции, падает на третий день пребывания в "жидкой невесомости" до 80 процентов, что, впрочем, считается еще достаточно хорошим показателем. У новичков же, чьи действия лишены автоматизма, процент брака гораздо выше.
Проводя эти эксперименты, ученые проверяли не только операторские способности пилотов, но и, естественно, исследовали очень многие функции их организма. Собранный ими материал позволяет утверждать, что дело здесь не только в растренированности мышц и вестибулярного аппарата, но и в явлениях, протекающих под воздействием микрогравитации на клеточном уровне.
- Понять природу гравитационного воздействия и найти средства, чтобы парировать негативные явления, возникающие в живом организме, оказавшемся в космосе, - такую цель преследуют наши исследования, которые мы планируем проводить с россиянами и французами, в том числе и в реальных условиях космоса, - говорит Владимир Кульчицкий. - Нам могут сказать: пусть, мол, тематикой, связанной с безопасностью межпланетных путешествий, занимаются космические державы, а науке маленькой страны хватит и земных проблем. Возразить на это легко: деньги в такие эксперименты вкладывают преимущественно наши партнеры, а нас приглашают в совместные проекты, так как в области космической биологии и медицины в Беларуси еще с советских времен сложилась серьезная научная школа, например, в информационном обеспечении исследований космического пространства мы сами предлагаем интересные идеи. И если у нас есть ценимый в мире интеллектуальный потенциал, то его нужно поддерживать и развивать на благо нашей страны.
http://respublika.info/