Просмотр полной версии : Законность применения криптографических средств
цитата: 3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:Обладатель информации - это в соответствии с законом, лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Мы не то, что вправе защищать информацию, мы это обязаны делать! Смотрим далее:
1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;
2) принимать меры по защите информации;
3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами
цитата: 4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.Тут стоит вопрос классификации информации как той или иной тайны. Этот вопрос рассматривать надо отдельно, и не здесь.
5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
цитата: 1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:Запрета на использование средств защиты всеми желающими закон не содержит. Все, что есть - законодательные ограничения в применении средств защиты. В юридической практике имелись случаи возбуждения дел по факту незаконного использования средств шифрования для защиты информации. Ни одно из этих дел, насколько мне известно, до суда не дошло. Во всех случаях вменялось обвинение по статье 171 УК РФ. Вот эта статья:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,
3) реализацию права на доступ к информации.
2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.
4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.
6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации
цитата: 1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, -То есть единственный варианты привлечения за использование шифровальных средств - за предпринимательскую (!) деятельность без лицензии. Заодно обратите внимание, что у органов внутренних дел для возбуждения уголовного дела должны уже быть на руках доказательства о наличии крупного ущерба или извлечения дохода в крупном размере. Определение предпринимательской деятельности дано много где, и везде по-разному. Лицензии положено получать или юридическим лицам, или индивидуальным предпринимателям. Главное - физическое лицо, да и работника организации отдельно, как физическое лицо, осудить по этой статье не могут, поскольку он предпринимательскую деятельность не осуществляет, статуса юридического лица или ИП не имеет.
наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;
в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, -
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
цитата:Как видите, законом прямо не предусмотрено лицензирования использования шифровальных средств. Посмотрим, можно ли нас привлечь за распространение или оказание услуг. Конкретно особенности лицензирования раскрываются в Постановлении Правительства РФ от 23.09 2002 г № 691. "Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами"
5) деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств
6) деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств
7) предоставление услуг в области шифрования информации
8) разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем
9) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
10) деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации
11) деятельность по технической защите конфиденциальной информации
цитата: Настоящее Положение не распространяется на предоставление услуг/деятельность по распространению с использованием:Т.е. нет никаких проблем с использованием средств шифрования, встроенных в Linux (документация открыта, поддержки никакой), а вот с продукцией Microsoft вопросов возникает много. Кроме того, если вы используете для шифрования средства, содержащие старые алгоритмы с малой длиной ключа, проблем с законом из-за их использования тоже никаких. Что попадает под деятельность по распространению, определения в постановлении и положениях не дано, указано лишь, что точно подпадает продажа и передача. А вот определение деятельности по оказанию услуг дано:
а) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами доступных для продажи без ограничений посредством розничной торговли, либо сделок по почтовым запросам, либо электронных сделок, либо сделок по телефонным заказам программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной, в том числе для проверки;
б) персональных кредитных карточек со встроенными микроЭВМ, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
в) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (типа радиотелефонов, предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;
г) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;
д) специально разработанных и применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
е) специально разработанных и применяемых только в составе контрольно-кассовых машин шифровальных (криптографических) средств защиты фискальной памяти;
ж) шифровальных (криптографических) средств (независимо от их назначения), реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 40 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на вычислении дискретных логарифмов в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит.
цитата:Невесело, правда? Т.е. сам факт применения средств к информации приравнен к оказанию услуги. Соответствие этого определения законам - вопрос к юристам в сфере экономической деятельности. Но настоящая бомба скрыта не здесь, а в скромном пункте 11 статьи 17 закона 128-ФЗ. Достаточно посмотреть определение деятельности по защите информации в постановлении Правительства РФ от 15.08 2006 N 504 "Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации":
Деятельность по предоставлению услуг в области шифрования информации включает в себя:
а) шифрование информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц;
б) имитозащиту информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц;
в) предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну;
г) обеспечение пользователей системы электронного документооборота ключевой информацией (включая ее формирование и распределение) независимо от вида носителя ключевой информации, предназначенной для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.
цитата:Вот так. Настройка файерволла у клиента или установка Active Directory (eDirectory, NIS и т.д.) - и вас вполне можно притянуть за деятельность без лицензии. Не важно, в чьих интересах, даже в своих собственных. К слову, как и за использование спецсредств вроде "Прибоя". Вспоминая про закон 149-Фз получается, что фактически запрещены все средства защиты при отсутствии лицензии.
Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
цитата:С лицензированием мы уже разобрались. На что по федеральному закону не положено лицензии получать в правоприемнике ФАПСИ, за то нас не накажут согласно пункта 3 указа. Впрочем, вероятность прилечения кого-либо, не являющегося госслужащим за неисполнение данного указа по статьям 330 УК, 19.1 КоАП можно считать исчезающе малой.
2. Запретить использование государственными организациями и предприятиями в информационно-телекоммуникационных системах шифровальных средств, включая криптографические средства обеспечения подлинности информации (электронная подпись), и защищенных технических средств хранения, обработки и передачи информации, не имеющих сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, а также размещение государственных заказов на предприятиях, в организациях, использующих указанные технические и шифровальные средства, не имеющие сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
...
3. В интересах информационной безопасности Российской Федерации и усиления борьбы с организованной преступностью запретить деятельность юридических и физических лиц, связанную с разработкой, производством, реализацией и эксплуатацией шифровальных средств, а также защищенных технических средств хранения, обработки и передачи информации, предоставлением услуг в области шифрования информации, без лицензий, выданных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации".
цитата:Ну что же, обратимся к документу, устанавливающему порядок сертификации криптографических средств. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 608 "О сертификации средств защиты информации" (в редакции постановления №808 2004 г.):
2. Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.
цитата: 1. Настоящее Положение устанавливает порядок сертификации средств защиты информации в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом. Технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации являются средствами защиты информации. Указанные средства подлежат обязательной сертификации, которая проводится в рамках систем сертификации средств защиты информации. При этом криптографические (шифровальные) средства должны быть отечественного производства и выполнены на основе криптографических алгоритмов, рекомендованных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.Если средства защиты применялись не для защиты гос. тайны, их сертификация необязательна, и к административной ответственности привлечь нельзя.
цитата: Незаконная деятельность в области защиты информацииУчитывая рыхлость определения защиты информации в постановлении Правительства РФ от 15.08 2006 N 504 "Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", дамоклов меч висит буквально над каждым.
1. Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой.