Посмотрев “Социальную сеть”, каждый норовит спросить: “Неужели все так и было?” Поэтому для начала придется, хотя бы номинально, сравнить кино и реальную жизнь (
как это ни глупо).
Семь главных фактов из жизни:
- Цукерберг действительно разработал медиаплеер с искусственным интеллектом и не продал его ни Microsoft, ни Apple.
- Его компания действительно регулярно проводит хакерские марафоны, и сам он в них регулярно участвует.
- Саверин действительно владел 34% Facebook, от которых у него осталось только 5%, однако он отстоял в суде право именоваться сооснователем компании.
- Основатели сайта ConnectU действительно судились с Facebook и получили 65 миллионов долларов.
- Паркер, сооснователь Napster и создатель Plaxo, действительно два года состоял президентом Facebook, но был уволен из-за скандала, связанного с наркотиками.
- Бен Мезрич, который общался с Саверином и читал материалы судебных дел, сочинил на этом материале художественный роман “Миллиардеры поневоле”.
- Финчер по этому роману снял фильм.
Насколько жизнь похожа на фильм? Наверное, примерно настолько же, насколько реальные герои этой истории похожи на актеров Финчера. Вот они, наши герои – слева направо: Марк Цукерберг (фото из Википедии), Эдуардо Саверин (фото из Фейсбука), Шон Паркер (фото из Википедии).
http://pics.livejournal.com/real_daddy_o/pic/000gp1q1http://pics.livejournal.com/real_daddy_o/pic/000gr3t3http://pics.livejournal.com/real_daddy_o/pic/000gtebg
А вот, соответственно, актеры Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд и Джастин Тимберлейк.
http://pics.livejournal.com/real_daddy_o/pic/000gxg0phttp://pics.livejournal.com/real_daddy_o/pic/000gzp91http://pics.livejournal.com/real_daddy_o/pic/000h1d16
И давайте, наконец, покончим с жизненными фактами, и перейдем к кино. А тут все куда понятнее.
Увы, этот фильм Финчера я
на остров не повезу. Пересматривать, наверное, буду, но не чаще, чем “Двадцать одно”.
Не поймите меня неправильно. Кино отличное. Но, как и “Бенджамин Баттон”, “Социальная сеть” – не финчеровское кино. Финчеровское кино, в моем понимании – это ведь не только идеально точная режиссура, идеально выстроенный ритм, идеально подобранная пропорция иронии, идеально вписанная на полсекунды в кадр фигура Билла Гейтса.
Финчеру не идут фильмы про пятьсот миллионов друзей и нескольких врагов. Финчеровское кино – это загадка. Это глубокая черная тьма (Нолан отдыхает), насыщенная ожиданием (привет Хичкоку). Это много, очень много врагов, и один против всех, и не на жизнь (и не за какие-то там деньги!), а насмерть. Это, черт побери, нуар – о нуаре еще поговорим.
А “Социальную сеть” мог бы снять Рон Хауард. Которого я очень ценю – как, преимущественно, режиссера фильмов по мотивам реальных событий.
Единственная загадка в этом фильме – зафрендит Цукерберга красивая юристка, или нет.
Дэвид, как тебя вернуть? Может, “Девушка с татуировкой дракона” поможет?