Истории о необъяснимых провалах грунта, возникающих то тут, то там, давно будоражат человечество. Под землю проваливаются машины и люди, уходят гаражи, детские площадки и дома… Последнее обрушение почвы произошло в Пермском крае на станции Березники, где 25 ноября ушел под землю железнодорожный вагон. Причину этого явления ученые пока не нашли.
Последнее обрушение почвы, наделавшее много шума, произошло в Пермском крае на железнодорожной станции Березники. Там 25 ноября по неизвестной причине образовался провал грунта, в который буквально ушел железнодорожный вагон, груженный калийными удобрениями.
Изначально размер просевшего участка грунта составлял 50 на 30 метров, но за короткое время площадь провала увеличилась до ширины 100 метров и длины 40 метров.
Причины устанавливаются. На резюме ученым понадобится около месяца. Такой прогноз озвучил министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев.
Для России данный инцидент далеко не единственный — провалы случаются с завидной регулярностью в разных регионах. Так, проседания почвы наблюдались в Оренбуржье, в районе озер Развал, Тузлучное, Большое Городское, Малое Городское и Дунино, расположенных в Соль-Илецке. Прокуратуре района пришлось ходатайствовать о временном запрете отдыхающим посещать знаменитые солевые озера, которые по своим свойствам напоминают воды Мертвого моря. На их берега ежегодно приезжает более 500 тысяч человек из регионов России, а также из ближнего и дальнего зарубежья.
В августе текущего года в Барнауле припаркованный автомобиль Toyota Ipsum провалился во внезапно образовавшуюся под ним яму. В Калининграде нечто подобное произошло в июне.
Часто случаются провалы и на Украине. Так, в городе Луганске в 2008 году на проезжей части одной из центральных улиц неожиданно появилась 20-метровая "воронка". Убедительных объяснений этому городские власти так и не нашли. Примерно в то же время в городе Суходольск Луганской области сквозь землю провалилась квартира, расположенная на первом этаже двухэтажного дома, утащив с собой все свое содержимое на глубину в 1,5 метра.
Похожие ЧП были и в других городах, где есть шахты.
В тот же период в Черкассах под землю провалились "Жигули", в которых находилось три человека.
http://pravda-team.ru/pravda/images/.../7/225607.jpeg
Людей удалось спасти. В столице Украины уходили в тартарары Mercedes E500 и Lexus 470, а также целые участки дороги, как случилось на улице Резервной возле одного из заводов.
Но самым масштабным провалом почвы в истории Украины стал случай в Днепропетровске в 1997 году, когда под землю ушел девятиэтажный дом!
Разросшаяся воронка поглотила также детский сад и школу, располагавшиеся рядом, и три хрущевки. Годы спустя в Днепропетровске снова появилась яма на дороге — глубиной в 3 метра, а в другом конце города под землю ушел грузовик.
http://pravda-team.ru/pravda/images/.../6/225606.jpeg
В 2010 году целый городской рынок провалился в другом украинском городе — Кривом Роге. Глубина воронки составила порядка 20 метров. Как рассказывали очевидцы, провал образовался в месте хранения контейнеров с товаром.
13 июня 2010 года на шахте в Кривом Роге произошел мощнейший провал грунта на площади 16 гектаров — на глубину до 100 метров!
Однако самые глобальные и частные проседания почвы наблюдаются в Китае. В течение полугодия 2010 года в разных районах Китая образовывалось несколько больших провалов в земле. По официальным данным, последняя воронка образовалась 4 июня прямо посреди скоростной автострады в провинции Чжэцзян, в восточной части страны. Размер воронки — 6 метров в глубину и 8 метров в ширину. В тот же день в городе Наньчан, в административном центре провинции Цзяньси, движущийся по дороге автомобиль внезапно провалился в дыру размером почти в сам автомобиль, образовавшуюся прямо посреди магистрали.
3 июня четыре огромных провала образовались в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Еще три, меньшие по размеру, обнаружили 27-30 мая на юго-востоке страны в районе, где в мае 2008 года произошло землетрясение, унесшее жизни почти 80 тысяч человек. В городе Ибинь провинции Сычуань с 27 апреля образовалось 27 больших провалов.
Крупнейший обвал происходил также и в ЮАР, в частности в Йоханнесбурге в 1962 году, когда полностью были погребены завод и жилой дом.
11 мая 2010 года в канадской провинции Квебек, в городке Санкт-Джуд, по неизвестной причине в земле образовался гигантский кратер величиной с футбольное поле, в котором исчезли 4 человека. Под землю полностью ушло их подворье — дом, гараж и автомобили. Большие обрушения случались и в Польше. В ряде населенных пунктов в земле образовывались гигантские провалы, в которые уходили жилые дома и хозяйственные постройки.
1 июня 2010 года в Гватемале на месте трехэтажного здания фабрики появилась идеально круглой формы дыра диаметром более 20 метров и глубиной свыше 50 метров. Причины ее появления до сих пор неизвестны.
Не осталась в стороне и Москва, где время от времени сквозь землю проваливаются автомобили. Так, в 2007 году на Ленинградском шоссе провалился асфальт, в образовавшуюся яму упал КамАЗ вместе с компрессором. За ним последовал случай на улице Королева: на дно ямы сполз припаркованный неподалеку джип.
В 2010 году провалы в Москве участились. На пересечении Бакинской и Каспийской улиц образовалась яма глубиной в 1,5 метра, на Звездном бульваре около дома 38 корп. 1 образовалась яма диаметром 2 метра и глубиной 1 метр, в которую провалилась припаркованная "газель". Также грунт проседал на пересечении Николоямской улицы и Малого дровяного переулка, породив яму размером 2,5 на 1,5 метра и глубиной 60 сантиметров.
Был ознаменован аналогичными провалами и прошедший год. География крупных провалов грунта в столице была такой: проезжая часть проспекта Буденного в 150 метрах от шоссе Энтузиастов (размеры провала 1,5 на 1,5 метра, глубина 1 метр); улица Крылатские холмы (площадь провала составила 20 квадратных метров, глубина — 2,5 метра), в образовавшуюся яму провалились две припаркованные машины, Toyota и Volkswagen; Волоколамское шоссе — проседание грунта на площади около 30 квадратных метров).
В 2008 году на западе Москвы под землей оказалась детская площадка. В 2007 году спешившая на пожар автоцистерна провалилась в яму на улице Генерала Глаголева: дыра размером 2 на 2,5 метра образовалась под ней за секунды.
Таких случаев по Москве ежегодно десятки.
Так что же это за "черные дыры"? Последствия человеческой "преобразовательной" деятельности или все же взбесившаяся природа? А может, и вовсе знаки грядущего Армагедонна-2012?
Ученые склонны давать объяснения, опираясь на факты и научные изыскания. Они подозревают, что главный виновник "черных дыр" — грунтовые воды.
Особенно это касается карстовых пород, большую часть которых составляют легко растворимые и вымывающиеся текущими водами вещества. Карстовые пропасти могут достигать глубины более 1,5 километра. Вполне объяснимы и провалы в тех районах, где существуют закрытые выработки (правда, участок должен быть в непосредственной близости от шахты).
Но, несмотря на здоровый скептицизм, ученым вряд ли удастся привести неоспоримые доказательства того, что в происходящее не вмешиваются сверхъестественные силы. Возможно, во Вселенной существует взаимосвязь всего со всем, а Земля — живой организм, способный мстить человеку за разрушения и порожденный им хаос. Ведь пресловутый Тартар, мрачная бездна в глубинах Земли, возникла из хаоса. Нынешний хаос создал человек.
Понятно, что к каждому из описанных нами случаев нужно подходить с разных точек зрения и объяснять их по-разному. Но вину человека в том, что он не правильно использует земные недра, не исключает ни один из ученых. Это еще раз подтвердила профессор кафедры агроинформатики факультета почвоведения МГУ, доктор биологических наук Екатерина Пахненко в эксклюзивном интервью "Правде.Ру".
— Случай на станции Березняки Пермского края, когда провалился вагон, и случаи в Москве и недавний в Петербурге — это разные вещи. В Березняках добывается калийная соль, образуются пустоты в почве, которые заполняются водой, и происходит провал. И соль там давно выбирается, есть технология, по которой она активно используется для приготовления удобрений. Такие провалы — следствие неупорядоченной добычи ископаемых.
— В советский период было такое или только в последние годы?
— Нет, раньше такого не было. Это следствие эксплуатационных ошибок, даже не ошибок, а преднамеренного изъятия больше, чем может дать месторождение. Месторождения разрабатываются очень интенсивно, так как идет колоссальная продажа сырья за рубеж. Раньше приоритетным была разработка технологий, а сейчас — "расширение дистрибьюторской сети, присутствие на мировом рынке, улучшение качества управления, использование возможностей интернета, максимальный уровень сервиса" — вот теперь задачи добывающих компаний. А охрана окружающей среды стоит на последнем месте, это я зачитала их проспект.
Провалы же в Москве и в Петербурге связаны с неупорядоченным строительством. Для того чтобы строить, прежде всего нужно не землю выкупать, а проводить экспертизу, связанную с грунтоведением, со способностью к проседанию, определять наличие пустот, которые могут быть заняты водой или газом. Так, вообще-то, полагается делать.
Но строительную экспертизу недавно отменили. А ведь она позволяла определить устойчивость грунта к давлению, водоустойчивости. Грунтоведение, по-моему, перестало существовать первым. Теперь руководствуются принципом — хочу и строю.
А ведь идет перераспределение грунтовых вод, более глубоких подземных вод и поверхностных, их блуждание.
— Экспертиза все это раньше позволяла учитывать?
— Безусловно. И происходящие случаи провалов — это последствия неупорядоченного строительства при отсутствии экспертизы грунта.
И почвоведы здесь вообще ни при чем, ведь слой почвы может быть и метр, и полтора, и полметра. А подпочвенные слои сложены осадочными породами, которые представлены глиной, песком, мелкими камнями, строительным мусором.
Вот еще один интересный факт. Мне недавно задали вопрос, почему в некоторых местах Подмосковья, например в Одинцово, очень странное развитие деревьев — вместо одного ствола многоствольность. Этот эффект больше всего липа дает или американский клен. Вместо дерева вырастают лохматые кусты. Такое развитие растений связано с тем, что в этих районах есть так называемые погребенные почвы. Эти территории были раньше в сельскохозяйственном использовании. А когда стали осваиваться мегаполисом наверху оказались строительные грунты, а хорошие почвы — остались снизу.
Именно поэтому сначала все растет медленно, а потом начинается громадное разрастание, которое требует и ухода, и удаления.
Анна Орлова
Источник: pravda.ru.