Воспитание 21-го века
«Мы все должны сесть и учиться – и родители, и учителя»
Мы должны сейчас изменить себя, свой подход к жизни, свою жизненную философию, восприятие себя, семьи и общества – абсолютно всего! Это то, что произойдет с нами сейчас. К этому нас вынудит природа, или, как ты говоришь, страдания - вознаграждение и наказание. Так вот, если не вознаграждение, так наказание заставит нас это сделать.
Что значит преподать хороший пример? Как я могу показать правильный пример своим детям, ученикам? Какой пример мне стоит им дать?
Только в том случае, если у ребенка и его родителей, у его сестер и соседей, у всех людей вместе есть общая цель, он чувствует, что весь мир – это одно большое общество, которое знает, как продвигать этот мир, к чему он движется, для чего человек живет, ради чего мы развиваемся. Тогда он вместе с ними находится в процессе развития, учится от каждого, и все общество в целом воздействует на него и обязывает его.
Ведь так или иначе мы делаем то, чего желает общество. Это ясно. Все зависит лишь от того, в каком обществе мы находимся. Если все наше общество в целом будет знать, для чего мы существуем, что должны реализовать, чего мы достигаем, какое вознаграждение может получить сейчас каждый человек в своей жизни, - это будет естественным образом правильно воспитывать его. Ведь истинное воспитание построено только на примере.
Ребенок обязан находиться в системе, которая делает то же самое, что требует от него. И тогда не нужно никакого объяснения. Если ребенок находится среди таких людей, то будет вести себя так же, как они. Поместите хорошего человека в тюрьму – и вы увидите, что он выйдет из нее преступником. Поместите ребенка среди хороших людей – и увидите, что из него получится хороший человек. Человек – это плод общества. Нам это ясно.
Вопрос: Сегодня большинство связей между детьми и окружающим миром становятся виртуальными, они сталкиваются с гораздо меньшим количеством людей. Это вносит свою лепту в воспитание или нет?
Прежде всего, у ребенка нет выбора. Вносит ли это свой вклад в воспитание или нет – зависит от того, в какое виртуальное общество он входит. Но у него нет выбора. Что он сделает? Ему больше нечего делать в жизни. Ведь в конечном итоге он не находит для себя общества. Он предпочитает оставаться в одиночестве. Но он не может быть один, потому что в своей душе связан со всеми вместе, и потому обязан находиться в каком-то обществе, быть в какой-то связи с другими.
Поэтому дети находят для себя виртуальное пространство. Это позволяет им, с одной стороны, защитить себя, спрятавшись за своим компьютером, отдалиться от других на какое-то расстояние, а с другой стороны, все же принимать участие в жизни большого мира.
Мы находимся в особом переходном периоде. Но нам еще раскроется, что виртуальное общение является для детей лекарством. Человек делает это от безвыходности.
Вопрос: Завтра я вернусь на работу. Я знаю, что наука каббала говорит о любви к ближнему.
Верно. Но выйти с этим к детям невозможно.
Вопрос: Невозможно? Завтра я приду в группу детей и не смогу сказать им, что такова цель творения?
Нет. Это против природы человека. Такими словами с ними невозможно говорить. Это нереально. Они не воспримут такое объяснение. Об этом нужно говорить по-другому.
Вопрос: Но как?
Необходимо связать это объяснение со множеством учебных предметов. Мы должны показать, как работает наше тело, как оно живет за счет совместной работы всех его частей, как устроена природа, представляющая собой интегральную систему, в которой все элементы взаимосвязаны, и потому она существует, как сила притяжения позволяет сохранить структуру всех составляющих, как все физические и химические силы объясняют нам взаимодействие всех элементов природы.
В той мере, в которой человек выходит их этого взаимодействия, - в этой мере он навлекает на себя катастрофу. Человек – это единственная часть из всей природы – неживого, растительного и животного уровней, являющаяся свободной.
Ведь вся неживая, растительная и животная природа существуют согласно законам – физическим и химическим законам на неживом уровне, биологическим законам – на растительном и животном уровне. Ведь все осуществляется на уровне инстинктов. Мы не должны знать, как действует наше тело. Оно работает. И только потому, что существуют болезни, причина которых тоже заключается в нашем неправильном поведении, мы стараемся как-то усовершенствовать свое тело.
Но проблема находится на уровне человека. Именно человек нарушает равновесие своим поведением, своим собственным «Я» - за пределами своего тела. Я выхожу в мир и веду себя, не зная никаких законов природы. Во всей этой интегральной системе я представляю собой испорченную часть, которая не понимает, что с ней происходит, входит в эту систему и мечется, не зная, что делать и где найти свое место.
Так я существую в мире. Тем самым я создаю в мире полнейшее неравновесие – во всех его системах. И потому во всем мире сейчас раскрывается такая проблема, как общий кризис во всех сферах деятельности человека.
Поэтому необходимо учить и детей, и взрослых. Все мы должны сидеть и читать эти книги или смотреть телевизионные передачи и фильмы о том, где мы находимся в этом мире, и почему всем нам плохо. Разве родителям лучше, чем детям? Разве они не разводятся, не принимают наркотики, не пребывают в отчаянии, не страдают депрессией, которая сегодня выходит на первое место в мире среди всех болезней? Родителям не лучше, чем ребенку. Мы вроде бы отрываем одну проблему от другой. Но у всех этих проблем – один корень. Этот корень заключается в нашем неравновесии с природой.
Итак, мы пришли к самой первой области знаний, которую каждый человек должен воспринять, - равновесию, существующему в природе. Именно это мы должны изучить. Если мы придем к такому равновесию, то будем счастливы, и каждый человек достигнет поистине совершенной жизни.
Кроме того (может быть, это не все поймут), человек, достигающий равновесия с природой, ощущает всю природу целиком, потому что становится интегральной, связанной с ней частью. И тогда он начинает чувствовать себя вечным и совершенным, подобно всей природе.
Тем самым мы достигаем ощущения вечной, духовной жизни. И тогда человек начинает обретать совершенно иную систему ценностей относительно своего мира и своей жизни в нем. Он начинает иначе относиться к другим. Из созерцания всей этой картины, в которой все связано вместе, исходит его отношение к другим.
Ты говоришь, что «возлюби ближнего как самого себя» невозможно осуществить. Разумеется. Никто не желает этого слышать. Это можно услышать лишь при условии, что я вижу, как тот вред, который я наношу другому, возвращается ко мне умноженным во много раз.
Вопрос: То есть, ребенок должен видеть пользу из моих объяснений… Невозможно рассуждать о каких-то абстрактных понятиях…
Разумеется. Но как ты можешь сказать? «Если ты его ударишь, то через какое-то время это вернется к тебе двойным ударом». Он не видит этой связи. Но покажи ему эту связь! С помощью науки каббала можно ее увидеть, и тогда человек прекрасно продвигается, ему некуда сбежать.
Ведь ты не можешь сунуть руку в огонь, потому что она сгорит. Ни один человек этого не сделает, кроме ничего не понимающего младенца или человека не в своем уме. Так покажи человеку эту систему!
Вопрос: Можно показать ее напрямую?
Такова цель науки каббала – открыть человеку часть природы, скрытую от нас. Тогда он видит все связи между нами – и ошеломленный, тотчас же замолкает. Он начинает относиться ко всему серьезно, деликатно, думая о том, как это подействует на него в ответ. Он начинает принимать в расчет каждого человека. Тогда он становится человеком – подобным всей Высшей природе. И вся его жизнь становится совершенно иной.
Необходимо понять, что сегодня неравновесие с природой обязывает нас достичь равновесия. Если мы не сделаем этого, то вынуждающие нас силы природы лишь увеличат свое воздействие – и на взрослых, обрушиваясь гораздо большими проблемами, чем наркотики, разводы и отчаяние, и на детей – большими, чем риталин и насилие. Гораздо большими! Сейчас мы только вступили в «последнее поколение» – новое поколение.
Ведущий: Значит, объясняя это детям, можно рассказать им обо всех связях, которые пока что от нас скрыты, то есть если я причиняю вред ближнему, это наносит вред мне самому, а если помогаю ему, то в этом для меня польза?
Да. Но, по крайней мере, нужно объяснять им это на примере того, что происходит в природе, показывая, насколько все в ней взаимосвязано. Это касается и нашего организма, в котором все его системы связаны друг с другом, это и так называемый «эффект бабочки»…
Ведущий: Какая связь между моим телом и тем, что я должен им объяснить?
Ты должен рассказать им обо всех связях, существующих в природе, о том, что вся наша Вселенная представляет собой единую систему. И если в ней происходит взрыв какой-то звезды, то это влияет на все остальные объекты этой системы. То же самое относится и к нашему миру: ведь изменение, произошедшее в каком-то одном его конце, изменяет весь мир!
Ребенок постепенно впитывает эти вещи, даже если ты не раскрываешь ему всю общую систему, которая позволила бы ему увидеть, что когда он вредит кому-то другому, это возвращается к нему самому. То есть даже из этого он уже узнает, что в мире все взаимосвязано, что он не может поступать так, как ему вздумается, и если немного «взглянет в даль», то ему еще стоит поразмыслить над тем, нужно ли причинять зло окружающим.
Ведущий: Кроме того, что он поймет эти вещи разумом, существует ли еще какая-то сила, которая на него воздействует?
О! Здесь ты уже коснулся самой сути науки каббала. В то время, когда мы изучаем эти общие системы природы или обучаем других, мы начинаем ощущать, насколько мы душевно к ним приближаемся. Ведь наша душа связана со всей системой природы, а все люди соединены друг с другом в единую душу.
Так вот, мы начинаем чувствовать, что такая связь действительно существует. Сама учеба пробуждает в человеке ощущение этой связи. Потому что, по сути, оно в нас присутствует, только мы этого не осознаем. Но постепенно мы начинаем чувствовать, что, очевидно, так оно и есть.
Я вижу, как у моих учеников – тех, кто изучает науку каббала, постепенно раскрываются глаза, и они начинают видеть мир целостным.
Ведущий: То есть это ощущается и в разуме, и где-то внутри?
Да. В своей совокупности разум и ощущение строят человека - ведь мы состоим из разума и сердца. И потому человек становится другим.
И если мы не будем изучать все эти вещи, - что произойдет с нами через поколение, когда вырастут все эти ученики, эти молодые люди, и у них самих появятся дети?! Ведь «разрушенное» поколение может воспроизвести только еще более «разрушенное». И как мы тогда сможем им все объяснить? И как они сами это поймут? Наверное, только если действительно произойдет землетрясение.
http://www.kab.co.il/epaper_rus/cont...(article)/4730