Киднеппинг “по социальным показаниям”
Органы опеки против родителей: на чьей стороне правда?
http://solidarnost.org/netcat_files/Image/op_0311.jpgВсе чаще общественность говорит о том, что государство заняло неправильную позицию относительно решения семейных проблем - оно ввело в обиход понятия прав детей и обязанностей родителей, но сняло с себя обязанность этим семьям помогать. В результате органы опеки и попечительства дискредитировали себя, так как вместо профилактической работы с семьями они нередко занимаются карательными акциями и изымают детей из семей. Об этом эксперты рассуждали сразу на двух пресс-конференциях, состоявшихся 19 и 20 января.
В последние пару лет государство неожиданно вспомнило о том, что существует проблема с правами детей. Нет, пособия на детей не увеличили, молодым семьям не стали помогать в приобретении жилья, зато появился пристальный интерес к тому, что происходит внутри семьи. И появилась такая мера, как "изъятие детей из семей по социальным показаниям". А поскольку оные "показания" нигде четко не прописаны, то злоупотреблений не избежать.
О некоторых таких случаях рассказывалось 19 января на круглом столе "Похищения детей от имени государства: изъятие детей из семей по "социальным показаниям".
- Скажем, мы недавно имели дело с такой ситуацией в Петербурге, - поведала представительница Московского отделения Межрегиональной общественной организации "За права семьи" Юлия Лабатурина. - Одинокая многодетная мать с заболевшим младенцем попала в больницу. Остальные дети дома были не одни, с ними был совершеннолетний старший брат. Тем не менее нагрянули представители органов опеки и детей забрали: не понравились некоторые стороны условий жизни - неубранная квартира, другие детали. С нашей точки зрения, не было оснований говорить ни о безнадзорности, ни об опасности для жизни и здоровья детей. В такой ситуации соцслужбы должны обеспечить, чтобы с детьми кто-то побыл, посмотреть, как улучшить условия семьи, обсудить с матерью этот вопрос, обеспечить адресное сопровождение. А вместо этого что делается?..
Подобных историй, по словам Лабатуриной, много. Несколько лет назад у 30-летней москвички Юлии, одинокой мамы, отняли ребенка, так как она находилась в тяжелом материальном положении, в квартире было грязно (а у женщины отнималась рука) и полгода мать не показывала ребенка в районной поликлинике (хотя обращалась в платные клиники).
КАРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Еще в 2008 году в своих методических рекомендациях Минобрнауки само обратило внимание на то, что органы опеки и попечительства не занимаются профилактикой, а выступают в роли карателей: "...основным инструментом работы обычно является не социальная и психолого-педагогическая реабилитация семьи, а применение органами опеки и попечительства административных мер воздействия к родителям..." А эти меры часто имеют финансовую или административную подоплеку.
На пресс-конференции приводилось много примеров. Так, у семьи Вороновых из Белгорода за то, что они требовали положенные им детские пособия, отобрали трех приемных детей, сославшись на то, что кровать одного из них не "соответствовала возрасту ребенка". При этом "нормативы" для кроватей нигде не прописаны.
У семьи Кузнецовых из Москвы отобрали пятерых детей по жалобе из ЕИРЦ - долг за коммунальные услуги у Кузнецовых превысил 200 тысяч рублей. Семья на тот момент находилась в тяжелом положении: мать не работала, потому как ухаживала за детьми, а отец потерял работу во время кризиса. Органы опеки, забирая детей, сослались на плохой ремонт в квартире. Детей вернули после возмущения общественности.
В Екатеринбурге у семьи Топорковых-Кузнецовых органы опеки и попечительства отобрали шестерых детей из-за того, что семья была вынуждена жить в самодельном домике в лесополосе, так как не имела средств на съем квартиры, а своей у них не было. За обращением матери с просьбой поставить ее в очередь на получение жилья последовало изъятие детей. Опять же, детей вернули после возмущения общественности.
Юлия Лабатурина отметила, что государство берет на себя наблюдательные и карательные функции, но не берет никакой ответственности. То есть как заходит речь о помощи для детей - так минимальной зарплаты в 4330 рублей и пособия на ребенка в 100 рублей семье достаточно. Зато потом могут спросить, почему на эти аж 100 рублей вы не купили кроватку, "соответствующую возрасту". К примеру, у семьи Афанасьевых из Барнаула из-за долгов за коммунальные услуги пытались отобрать восьмерых детей. При этом в двадцатиградусный мороз в доме "отрезали" воду, тепло и канализацию.
- Реформы ухудшили благосостояние россиян, - говорит правозащитница. - Разрыв между доходами богатых и бедных сейчас составляет не менее 15 раз, а по некоторым оценкам, доходит и до 70 раз. Сейчас среднестатистическая бедная семья - это семья с двумя работающими родителями и двумя и более детьми. Но почему-то семьям не помогают, а отбирают детей и помещают в детские дома. Каждый год в детдома поступают около 120 тысяч детей, и 60 тысяч из них помещаются туда по решению суда. Между тем на содержание каждого ребенка в детском доме государство тратит ежегодно от 100 тысяч до 1 млн рублей. Так почему не помочь финансово сразу семье? Это будет гораздо эффективнее. Ведь детские учреждения выпускают социально неадаптированных людей - только 2% выпускников детского дома получают высшее образование, и не секрет, что многие из детдомовцев впоследствии оказываются в тюрьмах.
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
- Не надо забывать, что из 60 тысяч детей, помещенных в детские дома по решению судов, две тысячи попали туда из-за жестокого обращения, - возразил "антиопекунскому" настрою собравшихся журналист Владимир Сиротин. - Опросы по СССР показывали, что 2 млн детей в возрасте от 8 до 15 лет подвергались жестоким побоям со стороны родителей, а в отношении 60% детей применялись физические наказания. Те же 2 млн детей, подвергавшихся жестоким побоям, показал и опрос 90-х годов, хотя население России в два раза меньше населения СССР. При этом 16% детей жаловались на то, что им приходилось терпеть физические наказания от педагогов и работников школы.
По данным Генпрокуратуры, статистика, и правда, тревожная: с 2000 по 2005 год в России от рук родителей погибли 1086 детей; в 2007 году родители совершили более 6 тысяч преступлений против несовершеннолетних детей, в 2009-м - 4 тысячи преступлений.
- Уровень подростковой преступности в России один из самых высоких в мире, - грустно констатировали на пресс-конференции. - И одни их основных причин - подавление личности ребенка и жестокое обращение с ним.
Поддержали Сиротина и гости мультимедийного круглого стола "Ущемление прав ребенка - изменится ли что-то в 2011 году?".
- В Подмосковье недавно случилась такая история, - рассказывает психолог Александр Асмолов. - Мама потеряла младшего из своих детей. У нее был посттравматический стресс и явная истероидная симптоматика. И вот она усыновила мальчика трех лет, но на фоне ее психологических проблем ребенок ее быстро разочаровал. И она его била, чему были свидетельства. Разобраться миром не удалось: муж этой женщины давал показания, что, дескать, это ребенок такой невезучий, что почти каждый день падает с лестницы лицом вперед или опрокидывает на себя чайник с кипятком. На представителей службы опеки и попечительства, приходивших за ребенком, отец спускал собак. И только когда прокуратура дала разрешение на проникновение в помещение, этого мальчика, всего в побоях, удалось вывезти в поликлинику.
Но при этом Асмолов тут же добавил: несмотря на то, что дети должны знать о своих правах, делать это нужно грамотно. Иначе это может привести к "феномену Павлика Морозова", когда дети из-за обид будут писать ложные доносы на родителей или опекунов. Исследования показали, что с появлением в России ювенальной юстиции количество доносов-фантазий существенно выросло.
КТО СПРОСИТ РЕБЕНКА?
- Самое удивительное, что, принимая решение о судьбе ребенка, самого ребенка не спрашивают, - заметила председатель "Коллегии адвокатов Павла Астахова" Виктория Данильченко. - То есть даже формально мнение ребенка учитывается только с 10 лет. Был пример, когда родители двух девочек младшего школьного возраста развелись. Мама уехала с дочерьми ко второму мужу в Испанию, а отец остался в России. Через некоторое время дочери попросили отца забрать их, что он и сделал. Мама девочек подала в суд. Из-за того, что дело было громким, девочек допросили в суде, причем допрашивали длительно. Они показали, что любят маму, готовы с ней видеться, но жить хотят в России с отцом. Но суд все равно принял решение отправить их к матери. И на деле, хотя по Семейному кодексу родители имеют равные права, дети, невзирая на их мнение, передаются маме. Это установил не закон, это установила практика. Для того чтобы эта устаревшая судебная практика не определяла судеб детей, необходимо появление семейных судей. Такие решения должен принимать не тот судья, который только что разделил квартиру, а через полчаса будет решать, сколько нужно возместить за разбитую машину. Этот человек должен уметь работать с привлечением психологов и педагогов.
Юлия Лабатурина же считает, что для начала нужно устранить недоработки в семейном законодательстве, которые позволяют органам опеки творить произвол:
- Необходимо законодательное внедрение механизмов прямого общественного контроля в отношении деятельности органов опеки, связанной с вмешательством в семьи. А также более широкое использование общественными организациями возможности судебного обжалования действий госорганов в отношении ребенка, отнятого у семьи, в порядке, предусмотренном статьей 15 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Это позволит защитить права семьи и ребенка, даже когда сама семья боится себя защищать.
Полина САМОЙЛОВА
"А"-СПРАВКА
Перечислим основные "слабые точки" действующего в России семейного законодательства, тревожащие правозащитников:
Ст. 56 (и ст. 122) Семейного кодекса РФ обязывает всех, кому стало известно о нарушении прав ребенка в семье, сообщать об этом в органы опеки и попечительства. В сочетании с широкой пропагандой, призывающей сообщать в "соответствующие органы" о таких "нарушениях", как "несоблюдение родителями советов психолога", эта норма ведет к серьезным злоупотреблениям, нарушению права на неприкосновенность частной и семейной жизни.
Ст. 64 ч. 2 Семейного кодекса предусматривает право органов опеки без суда лишить родителей права представлять интересы детей, если орган опеки установит, "что между интересами родителей и детей имеются противоречия". Это создает законную базу для фактического ограничения родительских прав без суда при формальном сохранении проживания ребенка в семье.
Ст. 68 ч. 2 Семейного кодекса устанавливает, что если ребенка незаконно удерживает у себя другое лицо против воли родителей (речь может идти, например, о приюте, куда увезли незаконно отнятого ребенка представители органа опеки), суд может отказаться вернуть ребенка родителям, "если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка".
Ст.ст. 70 и 73 Семейного кодекса, устанавливающие порядок ограничения и лишения родительских прав, дают право очень широкому кругу лиц и организаций выступать с иском к родителям об ограничении или лишении их родительских прав. С иском об ограничении родительских прав в суд имеет право обратиться, например, школа.
Ст. 77 Семейного кодекса предусматривает отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью. В законодательстве отсутствует четкое определение критериев наличия угрозы жизни и здоровью ребенка, что позволяет органам опеки действовать, по сути, произвольно. В некоторых региональных нормативных актах, устанавливающих порядок отобрания детей (например, в Нижегородской области), как угроза жизни и здоровью ребенка рассматривается наличие любых признаков "физического и психического насилия" в отношении него. Методические материалы часто очень широко трактуют "признаки насилия", относя к ним, например, наличие у ребенка синяков (обычных у активных детей определенного возраста), расшатанных зубов, педикулеза. Закон не требует, чтобы при отнятии ребенка по ст. 77 Семейного кодекса родителям предоставляли копию документа об отобрании ребенка без требования с их стороны, что затрудняет судебное обжалование решения.
Ст. 121 Семейного кодекса позволяет объявить ребенка при живых родителях "оставшимся без попечения родителей", если родители "уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов", "при создании действиями или бездействием родителей условий... препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения". Эти крайне нечеткие формулировки, не уточняемые в федеральных нормативных правовых актах, допускают очень широкое, произвольное толкование.
Ст. 122 Семейного кодекса предусматривает право органа опеки по первому "сигналу" о "нарушении прав ребенка" обследовать условия жизни семьи в трехдневный срок. На практике это часто приводит к нарушению права на неприкосновенность жилища и частной жизни. Возможность вторжения в жизнь семьи без доказательных оснований дает широкий простор для злоупотреблений, ложных сообщений со стороны соседей, представителей образовательных, медицинских и т.п. организаций, если семья находится с ними в конфликте, чем-то не устраивает их.
Ст.ст. 23 и 28 Закона РФ № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривают возможность принудительного психиатрического освидетельствования и психиатрической госпитализации ребенка - против воли его родителей, без суда, по решению органа опеки.
ЦИТАТА
Из выступления председателя ФНПР Михаила Шмакова на VII съезде ФНПР 12 января:
"Сегодня в России есть одно государство, но два народа. Один народ - в состоянии тратить на собственные прихоти ежемесячно сотни тысяч рублей. И второй народ - которому рассказывают о том, что увеличение зарплаты никак невозможно. Стоит ли говорить, что такой разрыв в доходах невозможен в цивилизованной стране?! Стоит ли говорить , что подобная разница в доходах приводит к тому, что и свои конституционные права эти два народа могут реализовывать по-разному. Для детей одних - учеба за границей, для других - летний "отдых" на городском асфальте.
Но при этом нужно четко понимать - чем вызван такой разрыв в доходах? Эти деньги де-факто изъяты у работников за счет экономии на росте их зарплаты и присвоены собственниками предприятий как личный доход. Подобный метод честным не назовешь."