Система Кадочникова:
Военно-прикладная разработка, основанная на рациональном применении двигательных возможностей человека в ближнем бою, с использованием обычных для спортивных единоборств уязвимых мест и слабостей тактики, а также привычных двигательно-психологических стереотипов, правил и ограничений, которые боец умело использует против своих противников.
Кадочников утверждает, что в основу этой разработки положен комплекс САМОЗ, созданный в двадцатые годы красным командиром Спиридоновым. Однако известно, что САМОЗ был крайне прост, поскольку предназначался для обучения рядовых военнослужащих, чего о системе Кадочникова никак нельзя сказать. Однако же сам Кадочников часто сообщает и другие, весьма противоречивые сведения, по которым его система является "усовершенствованным джиу-джитсу", распространенным в начале века среди офицеров царской армии.
Так или иначе, система Кадочникова преподается и пропагандируется в России примерно в течение десяти лет, но почти не вышла за ее пределы по причине недостатка квалифицированных инструкторов и определенной методики тренировок. Упомянутый выше недостаток инструкторов возник вследствие неорганизованности школы и разлада среди старших учеников мастера, - Ретюнских, Лавров и др. - отколовшихся от него с целью развития собственных вариаций системы или саморекламы. Эти инструктора сейчас все более склоняются в сторону демонстраций и показательных выступлений, заботятся более о зрелищности техник, чем об их боевой эффективности, в результате чего их умения все более отрываются от реальности и утрачивают военно-прикладную ценность.
Сам Кадочников в последнее время постепенно превращает систему в некое русское подобие айкидо, где все действия производятся замедленно, противники не оказывают никакого сопротивления, а техники становятся формальными и условными, или превращаются в нечто наподобие цирковых трюков. Тем не менее, судя по материалам семинаров, проводившихся Кадочниковым в ФСБ и Академии Министерства Обороны, можно сделать уверенный вывод о высоком боевом потенциале системы, особенно в условиях ближнего боя или боя в стесняющих обстоятельствах (в воде, глубоком снегу и т.д.).
Судя по арсеналу технических действий, принципам взаимодействия с противником и некоторым упражнениям, немалую роль в создании этой системы сыграли методики классического японского дзюдо, китайского тайцзи-цюань (скорее всего, стиля Чэнь) и некоторых корейских методик, в частности старинного стиля тэккен, превратившегося в начале века в уличную детскую игру и в этом виде широко распространенного среди корейцев Сахалина и Приморья.
Достоинства:
Они несомненны.
1. Высокая полезность и эффективность этой системы в качестве гимнастики, растяжки и методики общего развития.
2. Рациональность, естественность и скрытность движений - наиважнейшие качества в реальном бою. КПД приемов при исполнении самим "дедушкой" очень велик - практически нет ни одного лишнего движения, но они до последнего момента не производят впечатления угрозы.
3. Система включает в себя как бросковые, так и ударные элементы, легко соединяющиеся и перетекающие друг в друга, причем траектории движений не позволяют даже опытному противнику четко предсказать действия бойца.
4. Система Кадочникова не скована никакими спортивными правилами и, в частности, технически и тактически приспособлена для боя против нескольких противников, что обязательно для реального боя.
5. В системе имеется большое количество оружейных техник, а также техник работы подручными предметами. Работа подручными предметами в системе Кадочникова на мой взгляд является наиболее детальной из известных мне разработок.
Однако, при этом…
Недостатки:
1. Отсутствует отработка и постановка жесткого концентрированного удара. Сам Кадочников, что примечательно, бить умеет, и бьет коротко и очень жестко, применяя технику, весьма схожую с тайцзи-цюань школы Чэнь. Движения же его учеников (например, Ретюнских, создавшего собственную федерацию) гораздо более расхлябанны и ориентированы не столько на удар, сколько на шлепок или толчок. В их исполнении техника тяготеет к борцовским воздействиям и борцовской тактике, то есть перестает быть универсальной, возвращаясь ко все тому же самбо.
2. В обучении ставка делается все-таки на самозащиту, а не на немедленное подавление противника встречными атаками и контратаками, необходимое для реального боя. Благодаря этому боец должен сильно превосходить противника по технике и боевому опыту. Не столько сложность, сколько непривычность движений также затрудняют их восприятие и требуют индивидуальной работы инструктора с каждым учеником, что делает систему малоээффективной при малых сроках обучения и больших количествах обучающихся - например, в армии (это - к вопросу об общеармейской направленности стиля).
3. Большинство действующих сегодня инструкторов преподают систему Кадочникова весьма условно, по причине того, что сами не способны применять ее в бою. В результате ставка делается прежде всего на показательные выступления, а приемы превращаются в трюки и фокусы, и отбираются для изучения с точки зрения зрелищности, а не эффективности. При этом стоит заметить и то, что удары становятся еще более условными.
4. В качестве противников на показательных выступлениях и в фильмах обычно выступают люди, пытающиеся применять приемы каратэ - при этом никогда не проводятся серии ударов, а сами удары проводятся не только условно и замедленно, но и с неверной, зачастую излишне большой дистанции,. Примечательно, что почти никогда техника не демонстрируется на боксерах, и никогда - на самбистах или вольниках: то есть, желательно, чтобы противник не умел бить сериями, при этом быстро перемещаясь, и уж совершенно необходимо, чтобы он не умел бороться. То есть в качестве противника должен выступать только дилетант, причем желательно пьяный. Эх, всем бы нам таких врагов!
5. Условно-замедленное исполнение приемов и неверная дистанция ведет к их искажению или возникновению неверных поведенческих стереотипов. Исчезает стимул к поиску коротких и жестких вариантов, которые наиболее эффекивны в реальном бою. Так, в результате человек не сможет "обработать" реальный концентрированный удар хорошего каратиста-контактника или боксера. Многие техники искажаются так, что становятся опасными в результате их применения - так, с моей точки зрения, недопустимо хватать лезвие ножа руками, прижимать его к груди или избегать удара ножом посредством… втягивания живота. Такое может сработать только у ОЧЕНЬ большого мастера и опять же, лишь против абсолютного неумейки - любой человек, который не вчера взял нож в руки, выпустит вам кишки. Особенно если будет бить не с двух показушных метров, а с реального полуметра.
6. Основой отработки является исполнение техник без силы и на самой малой скорости. Приемы выполняются только против одиночных атак, противник никогда не пытается провести контрприем или даже устоять на ногах. По моему, это и является причиной упомянутых выше искажений и иллюзий. Любой нормальный человек падать НЕ ХОЧЕТ: сопротивляется, цепляется за ваши волосы или одежду, - как это обычно и бывает в настоящей драке! - что уже само по себе не даст большинству современных "кадочниковцев" провести ни одного приема.
7. Отработка в этом ключе никогда не сделает человека реальным бойцом, прозанимайся он хоть десять лет. И действительно - если сам Кадочников драться может, то даже его старшие ученики в основном показывают трюки и фокусы радостной аудитории. Таким образом распространяется и пропагандируется не боевая система, а некое "русское айкидо" - хорошее времяпровождение, физическое и духовное развитие, повышение самооценки и уверенности в себе - но не та прикладная, эффективная система драки, которая была изначально обещана.
ВЫВОД: занятия системой Кадочникова безусловно эффективны и очень полезны для раскрытия неизвестных двигательных возможностей, - но только в качестве вспомогательной методики - т.е разминки и гимнастики с боевым уклоном. Однако система спарринги внутри секции не только не дадут вам боевого опыта, но и могут создать указанные выше искажения и иллюзии, при том, что на таком же, как и вы, "кадочниковце", вам не удастся в бою провести большинство приемов этой системы.
В результате указанных выше особенностей преподавания и трудностей обучения применение этой системы в армии в качестве общей рукопашной подготовки становится практически бесперспективным - что бы там ни рассказывали восторженные журналисты.
взято из
http://conten.ru/notes/est.htm