Недружелюбный магазин 16:21 02.09.2005
Началась эта история вполне традиционно: в редакцию обратилась за помощью читательница. Женщина купила в обувном магазине La Vita (расположенном в “Астри Нарва”) босоножки, которые через неделю развалились. В магазине менять товар отказались, сославшись на то, что вещи стоимостью до 300 крон (босоножки были приобретены за 299 ЕЕК) гарантии не подлежат. В общем, самое обычное дело - мы посоветовали читательнице обратиться в службу защиты прав потребителя, где ей окажут квалифицированную помощь. На том и расстались.
Этим бы все и закончилось. Если бы не одно “но” – сперва один из сотрудников редакции, а за ним и другие начали вспоминать, что или у них самих, или у знакомых, были похожие проблемы – причем с тем же самым магазином. Купленная в нем обувь, даже достаточно дорогая, оказывалась некачественной, но добиться того, чтобы магазин за свой счет произвел гарантийный ремонт, заменил товар или вернул деньги, было чрезвычайно сложно, а то и невозможно вовсе.
Обнаружив, что обратившаяся в редакцию читательница – далеко не единственная, кто пострадал от магазина La Vita, мы дали в газете объявление, в котором предложили и другим нашим читателям рассказать, не возникало ли у них проблем с этим торговым заведением. И, действительно, получили несколько писем, плюс некоторые горожане звонили в редакцию, некоторые приходили. Истории у всех оказались очень похожими, разница была только в том, на каком из этапов конфликта с магазином люди отчаивались добиться справедливости. Кому-то хватало отказа продавца принять претензии, кто-то дошел до разговора с владельцами и проведения экспертизы. Однако ни в одном из случаев претензии покупателя не были удовлетворены без споров и проволочек.
Нам жаловались на хамство со стороны продавцов и хозяев магазина – например, одна из женщин, купившая обувь для дочери, услышала, что туфли развалились оттого, что у девушки «ноги косолапые». Жаловались и на странные выводы экспертов – практически любое повреждение объяснялось неаккуратной ноской (это как, спрашивали люди, надо носить ботинки, чтобы на третий день отвалилась подошва?).
И неоднократно мы слышали о том, что люди обращались в службу защиты прав потребителя. И что сотрудники этой организации также наслышаны о магазине La Vita, но сделать ничего не могут, потому что нет у них механизмов влияния на продавцов некачественного товара. Только удивлялись грустно: «В «Ла Вите» купили? Ну что же вы так!»
Первое, что сделал Борис Батов, возглавляющий службу защиты прав потребителя в Нарве, когда мы зашли в его кабинет – открыл интернет-страницу Государственного департамента защиты прав потребителя (
www.tka.riik.ee), на которой содержится информация о фирмах, с которыми лучше дела не иметь. Список возглавляет фирма OÜ Morande Shoes – именно ей принадлежат магазины La Vita, в Нарве их, кстати, два – в «Астри Нарва» и на ул. Кереса, 4. OÜ Morande Shoes – единственная в соответствующем разделе фирма, в отношении которой вступило в силу судебное решение, принятое в пользу покупателя. Есть Morande Shoes и в списке фирм, не исполняющих предписания комиссии по защите прав потребителя при Государственном департаменте. В общем, оказалось, что мы имеем дело с фирмой, хорошо известной недружелюбным отношением к клиентам аж на республиканском уровне.
Дальнейшая беседа с Борисом Батовым и его коллегой Верой Лейцингер, которая тоже работала с жалобами на La Vita, сводилась, в основном, к тому, что «нет у нас методов против Кости Сапрыкина». Законом не предусмотрены. Владельцы магазина (особенно в последнее время) не нарушают закон, поэтому никаких санкций к ним применить не получается. И сотрудники департамента могут помочь только советами, разъяснениями правил и помощью в составлении жалоб. Никаких практических рычагов воздействия на продавца у них нет.
Справедливости ради надо отметить, что и жалоб по поводу магазинов La Vita в горуправу не поступало с марта этого года. Впрочем, судя по числу обращений в газету, люди просто поняли, что у чиновников нет возможностей реально повлиять на ситуацию.
Обычно конфликт происходит по следующей схеме: покупатель обнаруживает, что его приобретение оказалось некачественным, обращается в магазин, где продавцы его претензии не принимают, а хозяев – не найти. Тогда он идет в службу защиты прав потребителей, сотрудники которой сами находят владельцев магазина, с которыми покупатель договаривается о встрече. Если не получается сразу убедить человека в том, что он сам во всем виноват – имеет нестандартные ноги, неаккуратно носил обувь, пользовался не тем кремом для ухода (бывало и такое!), то магазин забирает обувь на экспертизу. Итог которой отчего-то никогда не бывает в пользу покупателя. Как рассказал Борис Батов, среди заключений попадались весьма замечательные. Например, то, что купленные ботинки красятся, объяснялась «специфическими особенностями организма» того, кто их носил. Попросту говоря – потом, надо понимать, особо едким по составу.
И все это отнимает очень, очень много времени и нервов. Даже если в итоге удается добиться положительного результата - автору одного из писем через три месяца после начала конфликта все же предложили взять новый товар на потраченную сумму - все равно у людей остается обида, возмущение и чувство, что “овчинка выделки не стоила”, проще было плюнуть на деньги и не связываться.
Ситуация, по словам Бориса Батова, осложняется тем, что нигде в Эстонии нет оборудования для технической экспертизы качества материалов, из которых изготовлена обувь. Поэтому эксперты делают свои выводы на основании одного только визуального осмотра. И если видят механические повреждения – царапины, потертости и так далее – заключают, что с обувью обращались неаккуратно и принимают решение в пользу продавца.
Если же покупатель не останавливается и на этом, а заказывает собственную экспертизу, которая, допустим, принимает решение в его пользу, то налицо два заключения экспертов, следовательно, дело можно решить только в судебном порядке. Стоит добавить, что если купленная вещь стоит более 300 крон, потребитель имеет право обратиться с жалобой в Государственный департамент защиты прав потребителя, который закажет независимую экспертизу (оплачивать которую придется той стороне, которая будет признана виновной). Кстати, все случаи, в результате которых фирма OÜ Morande Shoes оказалась в “черном списке” Госдепартамента, были выявлены именно благодаря жалобам в это учреждение. И, конечно, такая экспертиза будет очень большим плюсом, если покупатель все же решит обращаться в суд.
Юрист Александр Ефимов судился с La Vita в течение двух лет. Это едва ли не уникальный случай: как объясняет Александр, дела о некачественном товаре редко доходят до суда, поскольку услуги юриста и судебное производство обходятся гораздо дороже стоимости покупки. Однако в этот раз сошлись два обстоятельства: во-первых, женщина, купившая обувь, очень обиделась на магазин, поскольку ей заявили, что у нее “проблемы с ногами”, и решила “стоять до последнего”. Во-вторых, Александр, являясь председателем депутатской правовой комиссии, помогал ей бескорыстно. И, когда разобрался в ситуации, тоже пошел на принцип, убедившись, что дело не ограничивается защитой интересов одного человека. “Когда мы пришли в службу занятости, нам сказали: “Ну хоть вы доведите это дело до конца!” К тому же, препоны, с которыми мы столкнулись в ходе судебного разбирательства, задели мою профессиональную гордость, и я сам почувствовал, что этот процесс необходимо выиграть,” - говорит Александр Ефимов.
В итоге дело дошло до госсуда. “Мы выиграли дело в городском суде, ответчик потребовал пересмотра дела, и мы опять выиграли. Тогда была подана апелляция в уездный суд, мы выиграли, они подали кассационную жалобу в государственный суд. Мы выиграли, - рассказывает Александр. - В общем, моей клиентке вернули стоимость обуви и еще около тысячи крон - это только часть расходов на процесс, при том, что я работал бесплатно”.
По словам Александра, в ходе процесса ответчик (фирма Morande Shoes) использовал все возможные, в том числе и не самые корректные, способы затянуть процесс. Они придирались к самым незначительным мелочам, занимались крючкотворством, “не получали повестки”, “ездили в командировку” - на этом основании просили перенести судебное заседание, а в конце концов не явились в суд. Решение было принято заочно, и это дало ответчикам возможность требовать его пересмотра. По мнению Александра Ефимова, все это делалось намеренно.
При этом расходы по делу у ответчика были весьма велики. “Только кассационная жалоба стоит не одну тысячу крон, - говорит Александр Ефимов. - А ведь дело было заведомо проигрышное: мы заказали собственную экспертизу, которая подтвердила, что обувь была изготовлена некачественно”. По мнению Александра, такое поведение фирмы, истратившей крупную сумму на суды и жалобы вместо того, чтобы просто заменить негодную вещь, можно логически объяснить только одним способом: “чтобы другим неповадно было”. “Видимо, некачественного товара у них так много, что, уступи они без долгих и мучительных разбирательств нашим требованиям, к ним пришло бы очень много людей с такими же жалобами. Видимо, выгоднее потратить крупную сумму на процесс, который никому не захочется повторять, чем обменивать все проданные негодные вещи”, - сказал Александр Ефимов.
Не следует думать, будто весь товар в магазине La Vita - некачественный. По словам Бориса Батова, например, обращавшиеся к нему горожане говорили, что раньше покупали в этом магазине обувь и были вполне довольные ее качеством. Дело в другом. Какой-то процент бракованного товара бывает в любом магазине. Но далеко не везде его замена или возврат денег за покупку связан с такими сложностями и негативными эмоциями. Поэтому, если вы не профессионал по части определения качества обуви, стоит, видимо, задуматься - приобретать ли ее там, где неудачную покупку обменяют без проблем или же там, где это приведет к необходимости обращаться за помощью в службу защиты прав потребителей, к юристам или даже в средства массовой информации.
К сожалению, нам не удалось связаться с владельцами фирмы Morande Shoes, чтобы дать им возможность прокомментировать эту статью. Поэтому мы готовы встретиться с ними и опубликовать их точку зрения.
Справка
Morande Shoes OÜ
Registrinumber: 10577479
Sõpruse pst 182-211, Tallinn 13424
Tel. 654 2563, 35 630068
Faks 654 2563
La Vita
Pro Kapitali Ärikeskus
Narva mnt 13, Tallinn
La Vita
Tartu mnt 2, Jõhvi
La Vita
Kerese 4, Narva
La Vita-Astri
Tallinna mnt 41, Narva
VIP King
Estonia pst 1/3, Tallinn
VIP King
Ringtee 75a, Tartu
VIP King
WW Passaaž
Aia 3, Tallinn
Газета.ее