http://spas-ufa.ru/his.html
ИСТОРИЯ ХРАМА
В начале XVII века на месте нынешнего Спасского храма располагалась деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Спасский храм был построен после пугачевского бунта в 1779 году. Возведен он был из дерева рядом с Благовещенской церковью, и послужило этому следующее чудесное событие, запечатленное историей.
В те годы в город Уфу из Елабуги крестным ходом носили чудотворную икону Спаса Нерукотворного. Однажды, когда крестный ход двигался по Казанской улице к Смоленскому собору и проходил мимо церкви Благовещения, икона вдруг не позволила нести себя дальше. Люди при всех усилиях не могли сдвинуть ее вперед. Тогда один из сопровождавших икону жителей Уфы предложил дать обещание - построить на месте чудесной остановки иконы церковь во имя Спаса Нерукотворного. Присутствующие дали такое обещание, после чего икона позволила нести себя далее. Во исполнение взятого на себя обета православные уфимцы сообща построили церковь Спаса Нерукотворного Образа.
В результате пожара, имевшего место 1 июля 1821 года, Благовещенская и Спасская церковь сгорели. Но, благодаря усердиям прихожан жертвователей, 30 мая 1824 года епископом Амвросием (Моревым) была заложена ныне существующая каменная Спасская церковь с двумя приделами - во имя Святителя Николая и в честь Рождества Христова. За неимением средств Спасская церковь строилась 20 лет до 1 сентября 1844 года, когда епископом Иоанникием (Образцовым) был освящен главный престол. Придел в честь Святителя Николая был освящен ранее, в 1829 году, а Рождественский ровно через год по освящении главного. 11 июля 1885 года Спасская церковь была вновь освящена в связи с постановкой нового престола и заменой иконостаса. В 1903 по завещанию почетного гражданина Уфы Ф.Г. Чижова, известного благотворителя церквей Уфимской епархии, были обновлены пределы.
Архитектура Спасской церкви была выполнена в стиле Казанского собора в Санкт-Петербурге. Фасад украшала колоннада из 36 колонн с двумя колокольнями по краям, которые отчасти нарушали указанный стиль. Под одной колокольней находилась часовня, а под другой сторожка.
Живописью храм был украшен в 1892 году. Из картин, которыми были расписаны внутренние стены храма, современники особо отмечали касающиеся Нерукотворного Образа; на одной был изображен Христос, отирающий Свое Лицо платом, на котором получается изображение Лика Господня, на другой - Христос, в присутствии Апостолов дающий это изображение посланцам князя Авгаря и на третьей - Авгарь, исцелившийся прикосновением к изображению Лика Господня от смертной болезни.
Иконы для иконостаса были писаны в Москве в древнем греческом стиле. Современники отмечали, что наиболее замечательной иконой в Спасской церкви по письму и богатому украшению была чтимая в народе икона Тихвинской Божией Матери. По преданию, икона эта была пожертвована в церковь одним прихожанином по внушению свыше, бывшему во сне какой-то сироте девице.
Причт храма состоял из священника, диакона и псаломщика. Священник и диакон помещались в церковных домах. Приход храма покрывал часть города с численностью 439 человек (219 мужчин и 220 женщин).
Наиболее известными из настоятелей Спасской церкви были И.Г. Несмелов (1823-59), М.Шестаков (k.XIX - н.ХХ в.в.), Д.Разумов (1920-е гг.). Наиболее активное участие в строительстве храма приняли священник И.Г. Несмелов, губернский прокурор Г.Горбовский и купчиха И.И. Бекетова.
ХРАМ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
В советское время Спасскому храму, равно как и великому множеству храмов и монастырей России, пришлось испытать на себе кощунственное отношение, как с позиции объекта религиозного поклонения, так и с позиции уникального архитектурного сооружения XIX века.
Постановлением Президиума ВЦИКа БАССР от 29 декабря 1929 г. Спасская церковь была закрыта. Здание храма было приспособлено сначала под общежитие техникума, потом в нем находилось управление кинофикации БАССР и затем столярные мастерские реставрационного управления Министерства культуры РБ.
У нас немного документальной информации о том, что происходило в здании Спасского храма в это время. Но жизнедеятельность человека имеет свойство оставлять следы, которые зачастую являются источником информации более эффективным, нежели документ. В ситуации со Спасским храмом эти следы можно смело называть чудовищными рубцами! Вот они: полностью разрушенные колокольни и колоннады, полностью разрушенный алтарь и барабан, практически полное уничтожение редких фресок, аварийное состояние здания, грозящее обвалом, более 50 машин вывезенного с территории храма мусора и хлама, насквозь прокуренные стены.
ИСТОРИЯ перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа
День памяти: Август 29 (Август 16 по стар.стилю)
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Гспода Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.
По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе, царя Авгаря - 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии - 16 августа.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте". Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа, одна из наиболее распространенных.
Молитва перед иконой Спаса Нерукотворного
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего Лице Пресвятое водою омыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.