PDA

Просмотр полной версии : Конец ё-мобиля


Тарифы: МТС, Билайн, МегаФон
Выгодные непубличные тарифы МТС, Билайн, МегаФон, Безлимитный интернет ✅
йгфлук111
01-03-2014, 00:54
Что происходит на пустующем заводе «Ё-мобилей» в Петербурге

http://spbvoditel.ru/mm/items/2014/2/27/0070/mobil.jpg Автомобильная эпопея Михаила Прохорова, судя по всему, подходит к концу. Производство «Ё-мобиля» – первого российского гибрида, в который миллиардер вложил около 150 миллионов евро, – откладывается на неопределенный срок. Все работы на заводе «Ё-авто» (он находится в индустриальном парке в Марьино), скорее всего, были прекращены еще весной прошлого года. Корреспондент «МК» в Питере» проникла на завод Прохорова и увидела пустой, пыльный цех, несколько ящиков с нераспакованным оборудованием и два грязных «Ё-мобиля», сиротливо стоящих в углу.

И пусть весь мир подождет

Громкая история «Ё-мобиля» началась еще в 2010 году. Тогда Михаил Прохоров (глава группы «Онэксим», владеющий 51 процентом фирмы «Ё-авто») впервые заявил о создании инновационного «народного» автомобиля, цена которого не превысит 450 тысяч рублей. И ему поверили. На официальном сайте «Ё-мобиля» даже появилась система предзаказа: посетители могли заранее записаться на покупку машины после того, как она будет запущена в серию. К слову, таких предзаказов на сегодняшний день оформлено уже больше 214 тысяч.

«Ё-мобиль» появится в декабре 2013 года, как мы и обещали, – клялся будущим покупателям Михаил Прохоров еще в 2011 году. – У меня очень сильная команда, и все, что я заявлял в бизнесе, будет доведено до конца».

Свое обещание миллиардер не выполнил. Сначала сроки серийного производства автомобиля сдвинулись на 2014 год, потом – на начало 2015-го. Последний раз Прохорова с «Ё-мобилем» видели в июне прошлого года на Петербургом экономическом форуме: миллиардер тогда гордо позировал за рулем кроссовера. С тех пор о судьбе «Ё-мобиля» ничего не было известно.

Все изменилось 20 февраля, когда председатель городского Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейскин коротко сообщил: «Они обещали выйти на серийное производство в начале 2015 года, думаю, эти планы откладываются на неопределенный срок. Я думаю, есть очень большие сложности с созданием нового автомобиля, это требует больших финансовых затрат».

После этого основатели «Ё-авто» как в воду канули. А телефоны петербургского отделения компании «Яровит-моторс» (владеет 49 процентами акций «Ё-авто») и вовсе оказались выключенными.
– Мы уже второй день пытаемся дозвониться до инвестора – «Яровит-моторс», но пока все безрезультатно, – рассказали в пресс-службе городского Комитета по промышленной политике и инновациям. – Те телефоны, по которым мы с ними связывались, сейчас не работают. Ну, что здесь можно сказать, делаем выводы...

Генеральный директор «Ё-авто» Андрей Гинзбург, до которого корреспонденту «МК» в Питере» все-таки удалось дозвониться, был немногословен и грустен:
– Я думаю так: пусть тот, кто распространил эту информацию, и комментирует ее дальше. Мы вообще молчали, ничего не говорили. Могу сказать только одно: завод на сегодняшний день пока достраивается.
– Когда он достроится?
– Я не хочу это обсуждать.
– А какие работы на заводе сейчас ведутся?
– Я это тоже не хочу обсуждать...

«Я Прохорова на заводе не видел»

Индустриальный парк Марьино Петродворцового района. Возле оранжевого административного здания «Ё-авто» тихо и безлюдно. Наконец, из будки выглядывает сонный охранник.
– Про «Ё-мобиль» пришли узнать? Ну, не вы первая... До вас тут мужчина интересовался, когда сможет купить автомобиль. Так и ушел ни с чем. Строительство завода ведь приостановлено. Говорят, до июня. Нет финансирования... Да вы сходите на территорию завода, посмотрите сами, что тут происходит.
Примерно в 500 метрах от административного здания находится цех по сборке «Ё-мобилей». Вокруг непроходимая грязь, в которой застыли экскаваторы, тут же валяются проржавевшие трубы, железные листы.

– Потерялись? – спрашивает меня проходящий мимо рабочий. Я отвечаю заранее заготовленной легендой: хочу купить «Ё-мобиль», пришла узнать, когда будет начало продаж. Рабочий секунду недоуменно смотрит на меня, а потом разражается смехом:
– Девушка, да вы еще наивность не утратили! Какой «Ё-мобиль»? Вы что, не видите, здесь ничего нет: только коробка цеха да грязь. А строительство заморожено как минимум года на два. Так что купите себе лучше какую-нибудь другую машину. Надежнее будет...

Отсмеявшись, рабочий уходит, а я через неприметную маленькую дверь захожу в сам цех. Внутри – пусто.

http://spbvoditel.ru/mm/items/2014/2/27/0068/m2.jpg
«МК» в Питере»
Фото: Катерина Кузнецова
Лишь в дальней части помещения под защитной пленкой высится какая-то конструкция. Пока я ее рассматриваю, ко мне подходит мужчина в спецодежде.

– Это экспериментальный пресс из Германии, – говорит он. – С его помощью собирались изготавливать корпус «Ё-мобиля». Вообще, здесь должно быть пять таких прессов: два немецких и три американских. Но остальные так и не привезли...

Мужчину в спецодежде зовут Андрей, и на строительстве завода «Ё-авто» он работает уже три года.

– На самом деле завод был построен еще в мае прошлого года, – рассказывает он. – С тех пор здесь никто ничего не делает. В прошлом году привезли какое-то оборудование, запчасти, так они так в ящиках и лежат. Их даже никто не распаковал...

– А Прохоров приезжал посмотреть, как идут дела на его заводе?
– Я на эту стройку пришел, когда здесь было чистое поле. И за все это время ни разу не видел Прохорова... У нас ходят слухи, что он хочет продать этот завод, а производство машин перенести в Японию... Так что, я думаю, «Ё-мобилей» вы здесь никогда не увидите.
Впрочем, строитель Андрей оказался не прав: «Ё-мобили» на заводе все-таки есть. В самом дальнем углу цеха под защитной пленкой корреспондент «МК» в Питере» нашла два грязных, пыльных наноавтомобиля: «Ё-кроссовер» и «Ё-концепт».

http://spbvoditel.ru/mm/items/2014/2/27/0067/m1.jpg
«МК» в Питере»
Фото: Катерина Кузнецова

http://spbvoditel.ru/mm/items/2014/2/27/0069/m3.jpg
«МК» в Питере»
Фото: Катерина Кузнецова
По словам рабочих, около года назад их зачем-то привезли из Белоруссии. Но завести так и не смогли. А потом, видимо, просто забыли о них. С тех пор чудо-машины так и пылятся на «замороженном» заводе «Ё-авто» – предприятии, которое к 2018 году должно выпускать 40 тысяч автомобилей в год.
Нелепая идея или пиар-проект?

Крах амбициозного проекта Прохорова нисколько не удивил профессионалов авторынка. Генеральный директор компании «Технология маркет» Виктор Становской (двигатели пилотных «Ё-мобилей» оснастили шестеренками, разработанными на его предприятии) уверен, что проект миллиардера с самого начала был обречен на неудачу.

– У нас в стране в принципе нет машиностроения. Некому делать запчасти для «Ё-мобилей»! – считает Виктор Становской. – Конечно, несколько комплектов запчастей для пары экземпляров можно изготовить. Но для массового производства «Ё-мобилей» нам нужны заводы. Может быть, Прохоров в какой-то момент это понял и одумался. А вообще, мне кажется, чтобы «Ё-мобиль» все-таки запустили в производство, проект должен возглавить другой человек. Не Прохоров. Он сам не потянет.

И правда, разработчики хотели без заводов создать с нуля инновационный гибридный автомобиль, который, кроме двигателя внутреннего сгорания, имел бы еще и электромотор. Более того, машину планировали оснастить не простыми поршневыми двигателями, а роторно-лопастными. Они меньше по размеру и более дешевы в серийном производстве. Правда, еще ни один автомобиль в мире ими пока не оснащен. Кузов «Ё-мобиля» хотели сделать из сверхлегкого, прочного и антикоррозийного материала – армированного полипропилена, а внутренности нашпиговать «умной» техникой.

– Мировые концерны бьются над этой задачей десятилетиями, а мы за несколько лет захотели создать совершенно новое авто по революционной цене, – говорит главный редактор профессионального журнала «АвтоБизнесРевю» Сергей Баранов. – Плюс разработкой инновационного автомобиля занялась компания, которая никакого опыта в данной сфере не имела. То есть изначально сама идея выглядела нелепой.

Если производить инновационные автомобили в России пока невозможно, зачем тогда Прохоров почти пять лет упорно пытался это делать? Управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков считает, что, возможно, миллиардер и не собирался выпускать «Ё-мобиль».

– Мне кажется, что «Ё-мобиль» – это в большей степени проект в области пиара, нежели в области производства машин, – считает Новиков. – Возможно, у создателей «Ё-авто» просто не было задачи открыть новое автомобильное производство. Не исключено, что сам проект был затеян только ради того, чтобы создать позитив на автомобильном рынке и заставить людей покупать отечественные машины.

После кризиса 2008 года это было крайне необходимо. И эта задачу проект выполнил. После анонсирования «Ё-мобиля» в 2010 году продажи наших автомобилей стали расти. Смотрите, в 2009 году в России продали всего 1,7 миллиона отечественных авто, а в 2010-м – уже 2,3 миллиона. Нельзя сказать, что здесь сработал только «Ё-мобиль». Удивительным образом в это же время начали анонсировать и производство автомобилей «Маруся» Николая Фоменко. Эти проекты очень похожи: оба широко рекламировали, кричали о возрождении отечественного автопрома, и оба сейчас аккуратненько умирают.

А может быть, все еще проще. Активно продвигать идею инновационного автомобиля стали только в 2011 году, накануне парламентских и президентских выборов. Кремль тогда кричал об инновациях и нанотехнологиях, а Михаил Прохоров начинал свою политическую карьеру, возглавив партию «Правое дело». И производство чудо-машин стало лучшей рекламой для малоизвестного в народе миллиардера.

– В 2010–2011 годах проект строился на одних обещаниях, которые опережали действительность. На всю страну тогда трубили: ура, мы создали роторный мотор! А с ним тогда были одни проблемы, – признается первый конструктор «Ё-мобиля» Александр Синкевич. – Все это было просто пиаром, который в какой-то момент принес пользу Михаилу Прохорову. Но сейчас я понимаю, в этой истории с «Ё-мобилем» он больше проиграл, чем выиграл.

«Они обманули ожидания россиян»

Идеолог и первый конструктор «Ё-мобиля» Александр Синкевич в эксклюзивном интервью «МК» в Питере» рассказал, почему он еще в 2011 году ушел из проекта.

– В мае 2009 года владелец холдинга «Яровит» и мой давний знакомый Андрей Бирюков предложил мне создать концепцию современного городского автомобиля. Вместе с петербургским дизайнером Виктором Пунтусом и известным кастомайзером (тот, кто собирает и модернизирует автомобили, мотоциклы. – Прим. ред.) Юрием Шифом мы стали думать над этим. Через 4 месяца появился «философско-инженерный» труд – проект автомобиля будущего, который был бы эффективен и экономичен как в производстве, так и в использовании. Именно этот проект был «на ура» воспринят Михаилом Прохоровым. Конечно, он не вдавался в детали, не анализировал. Он просто сказал: да, классная идея, давайте попробуем что-то сделать.

- Каким вы тогда видели «Ё-мобиль»?
– Мы понимали, что тягаться с автомобильными монстрами, ныне делящими рынок, никому не под силу. Даже Прохорову. Поэтому решили сконструировать абсолютно новое транспортное средство, которое изменило бы психологию пользователя. Предполагалось, что в машине будет максимум технологических современных фишек, пусть даже в ущерб дизайну и отделке. Например, мультимедийная система с выходом в Интернет. Мы хотели сделать машину-гаджет. Даже разработали идею коллективного использования нового автомобиля: человек заводит его кредитной картой, едет до места назначения и оставляет там, затем им может воспользоваться уже кто-то другой. От этой концепции руководство «Ё-авто» потом отказалось. А жаль. Через год после того, как эта идея пришла к нам в голову, появилась новость, что в немецком городе Ульм 300 автомобилей Smart стали работать по такой же схеме.

- От каких еще идей отказались руководители «Ё-авто»?
– Я изначально предлагал сделать дизайн автомобиля радикальным. Наша машина должна была выделяться из общего потока автомобилей. Так в свое время поступил все тот же Smart. Но в какой-то момент руководство «Ё-авто» решило идти по пути копирования известных брендов: давайте возьмем что-то от дизайна одного автомобиля, что-то – от другого. И вот, у нас есть «Ё-кроссовер». Но это неправильно, это повторение! Если представить себе, что подготовка к производству «Ё-мобиля» начнется прямо сейчас, он выйдет на российские дороги только через два-три года. Но тогда машина с этим дизайном уже морально устареет! Она не сможет конкурировать с известными брендами, у которых дизайн автомобилей нарисован на 10 лет вперед! Но и это не все. Изначально мы планировали делать кузов «Ё-мобиля» из дешевого армированного полипропилена. Уже после того, как я ушел из «Ё-авто», это направление зашло в тупик. А все из-за американского поставщика кузовов, который не исполнил обязательства по контракту. Как потом оказалось, компания имела очень плохую репутацию на рынке. Сразу это, видимо, нельзя было выяснить! В итоге от полипропиленового кузова в «Ё-мобиле» вообще решили отказаться. Вместо этого сделали стальной каркас с пластмассовыми панелями. А где-то полгода назад «Тойота» представила машину с полипропиленовым кузовом, сделанным абсолютно по тем же технологиям, которые мы нашли в 2010 году…

Отказались и от использования роторного мотора. А ведь у нас были опытные образцы, пусть мы с ними и намучились… Но вместо того, чтобы продолжать эту работу, исправлять какие-то ошибки, просто плюнули и взяли обычный мотор от Fiat прошлого века и сделали тяп-ляп. Главное, чтобы машина выезжала на презентации. А тем временем в США уже запускают в производство такие двигатели. А начали они работу параллельно с нами – примерно в 2009 году… Вот и получается, что практически все наши передовые идеи и попытки разработать что-то новое плавненько свернулись. И вся оригинальность проекта «Ё-мобиль» исчезла... Мы скатились к обычной машинке. В начале 2011 года я окончательно убедился, что проект идет не туда. Я не захотел, чтобы мое имя ассоциировалось с «Ё-мобилем», и написал заявление об уходе из проекта.

- Кто конкретно принимал решение отказаться от этих инновационных идей?
– Решения принимали руководители проекта и представители инвестора. Но вы поймите, руководство «Онэксима» – дилетанты в машиностроении. Пустить им пыль в глаза, убедить в чем-то не составляло труда. Главное – надо было делать это уверенным тоном. В результате получилось то, что мы сейчас имеем. В этой ситуации мне жаль не Прохорова с Бирюковым и даже не себя. Мне жаль сотни тысяч россиян, которые в очередной раз поверили, что в стране можно сделать что-то инновационное, и которые были жестоко обмануты в своих ожиданиях.
Катерина Кузнецова, «МК» в Питере» (фото автора)


http://spbvoditel.ru/2014/02/27/063/

ПятьсотПервый
01-03-2014, 01:27
сразу знал что это все предвыборная херня. какой же народ у нас наивный. могучий ссср не смог толком, а кучка воров взяли и сделали

Полиграф Полиграфыч
01-03-2014, 07:03
Цена слов и обещаний человека хотевшего стать президентом...

Sergio1
01-03-2014, 23:45
так и относитесь к самому гос Прохорову

Leona_da_Vinci
01-03-2014, 23:51
На П начинается, на бол кончается. Суть олигарха Прохорова, который со своими миллиардами миникупер не смог выпустить.

Lady In Red
02-03-2014, 00:30
сначала дед мороз, теперь е-мобиль:-(

а что за таинственные 150млн евро? может их тоже не было