PDA

Просмотр полной версии : Инженерная культура, которую мы потеряли


Телефоны X I A O M I
Телефоны и другие гаджеты XIAOMI по лучшим ценам для фаритчан)
Матрасы!
Царские Перина и Орматек
всего 3% комиссии Яндекс.Такси
и у нас самые дешевые смены!
йгфлук111
16-10-2014, 02:00
Прочитано на Хабре.

http://habrastorage.org/files/e86/37...eadd680947.png
Этот пост, наверно, правильно воспринимать как крик души, как попытку найти поддежку в профильном сообществе и окончательно не потерять веру в текущий уровень высшего инженерно-технического образования. То, что сейчас все крайне непросто в этой сфере, не говорит только ленивый, но я хочу постараться дать вам некую объективную информацию, а выводы… Выводы, думаю, все сделают сами. Кому интересно, прошу под кат.

Преамбула


Место действия: Москва, август сего года.
Задача: найти выпускника инженерно-технического вуза со специальностью электронщика\радиоэлектронщика на позицию сервисного инженера.
Тип обслуживаемого оборудования: высокотехнологичные системы очистки воды (получение воды 18.2 МОм), лабораторные приборы и инструменты.
Необходимые минимальные знания: умение держать паяльник в руках, понимание базовых принципов электротехники, электроники, знание физики хотя бы на уровне 2-х курсов технического вуза.

Вместо пролога


Итак, моя компания занимается поставками лабораторного оборудования, большую часть из которых представляют довольно высокотехнологичные системы очистки воды. Некоторое время назад у нас открылась собственная сервисная служба, которая, надо сказать, оказалась весьма востребована в силу специфики оборудования и его довольно широкой распространенности. В связи с тем, что системы имеют довольно длительный жизненный цикл (некоторые работают аж с конца 80-х годов), а также ряд механических компонентов, подверженных естественному износу, обслуживание данных систем нужно производить хоть и не очень часто, но все же регулярно и с определенной периодичностью. И для проведения этих работ (диагностика, ремонт, сервисное обслуживание и контроль тех. состояния), безусловно, нужны подготовленные инженеры, обладающие, во-первых, определенными знаниями в области общей электроники, во-вторых некими специфическими, связанными уже непосредственно с продуктовой линейкой. Последние, конечно, прививаются во время обучения, различных тренингов и тестовых работ, которые инженер должен проходить на первоначальном этапе своей работы.

Так вот, буквально месяц назад мы пришли к пониманию, что загрузка нашего инженерного штата приблизилась к критическому порогу (порядка 90% времени в командировках) и нужно срочно расширять штат. Какие проблемы, подумал я… В нашей стране, где инженерная культура столь высока и популярна… Я даже представить себе не мог, как я ошибался…

Фабула


Мы пошли стандартным путем. Разместили на соответствующем популярном ресурсе вакансию, нам стали откликаться люди. Надо сказать, что условия мы предложили, на наш взгляд, довольно рыночные. Нормальная зарплата, естественно все по ТК, бесплатные обеды, неплохие командировочные, перспективы стажировок за границей, служебный транспорт по необходимости, связь, возможность посмотреть страну в довольно многочисленных и частых командировках. Отклики были, и немало… Но качество…. Ребята, это просто непередаваемый кошмар. Да, иных слов просто нет.

Маленькое лирическое отступление: в связи с тем, что планировалось, что большая часть собеседований будет двухступенчатыми, и первая часть будет проводится одним из руководителей, который не может самостоятельно оценить способности инженера в области теоретических и технических знаний, было разработано простейшее задание из 5-ти пунктов, дабы сразу отсеять кандидатов, не обладающих минимальными необходими знаниями. Результаты этих тестов поразили меня до глубины души, с учетом специальностей респондентов.

В заголовке вы видите картинку диодного моста, нарисованную человеком, у которого свежий диплом магистра (от июня этого года) со специальностью «радиоэлектроника» довольно известного старого московского вуза федерального значения. Я не буду называть его, но его знают многие. Вдумайтесь в эти слова – магистр, радиоэлектронщик, рисует диодный мост звездой. Когда я попросил пояснить его, как по его мнению он представляет себе прохождение тока по данной схеме – он хлопал глазами и честно признался – «не знаю». А может, он купил диплом в переходе? Надеюсь, что это так, хотя не похоже, все же часть вопросов +- он ответил.

Думаете, я бы написал этот пост, если бы столкнулся с одним таким респондентом? Конечно же нет. Я приведу вам другие шедевры, как вам, например, вот такой диодный мост:

http://habrastorage.org/files/8b5/3c...5204678b08.png

Я не выдержал вчера, и позвонил своему старому другу. Он к.т.н., работает зам. директора института в структуре РАН, довольно известный вуз в IT и близких сферах. И излил ему душу в своем понимании чудовищности данной картины. Ведь эти ребята, эти, прошу прощения, «инженеры» претендуют на то, чтобы работать в реальных секторах, часть из них с биомедицинских факультетов вузов. Именно эти люди будут настраивать вам биохимические анализаторы, аппараты МРТ, рентгенографическое оборудование и т.д. Как наши вузы могут позволять себе выпускать таких инженеров? Мой старый приятель лишь саркастически заметил в ответ, не скрывая, правда, неподдельной грусти, что да, все так, что все кошмарно и плохо. Что инженеров чудовищно мало, что спроса со стороны реального сектора экономики на них почти нет, что мы почти ничего высокотехнологичного в инженерном плане не производим. Что если ты хочешь что-то получить путное, нужно брать студента на 2-3 курсе, еще с горящими глазами, давать ему реальные задачи и лишь тогда с определенной долей вероятности ты можешь получить на выходе желаемого специалиста с нужными тебе скиллами. И то – не факт. А без реальных задач студенты-технари уходят в тяжкую депрессию к старшим курсам, не понимая, зачем им вообще все это надо, зачем им нужны фундаментальные базовые знания. В наших вузах теперь не объясняют им это. И они выходят из вузов, не обладая знаниями физики даже на уровне 8-9 классов школы.

В моем понимании, это катастрофа. Как мы будем жить в нашем мире, в 21 веке, в окружении колоссального количества промышленных, зачастую весьма опасных объектов, с ТАКИМ уровнем образования наших специалистов? Это ведь наше будущее? Это же они будут управлять реакторами, осуществлять техническую поддержку и ремонт авиатехники, объектов газо- и нефтепереработки…. Или кто?

Вместо эпилога


Я сел писать этот пост сегодня, в обед, сразу после собеседования с краснодипломным бакалавром другого федерального вуза. Его мост я привожу ниже. Этот парень предложил подвести переменный ток по одному проводу к схеме (слева), а дальше, по его словам, «разделяется» (видимо, электроны-мальчики налево, девочки – направо, принцип разделения сформулирован все равно не был) и выходит по проводу справа. Да, да, второго провода нет, вот такая однопроводная схема. Как в одном проводе может возникнуть разность потенциалов он мне не объяснил. Хотя я предположил, что его предложение подавать ток в одну точку моста само по себе тянет на премию, вот только пока не знаю какую…

http://habrastorage.org/files/873/6a...18e80fba59.png

Когда я читаю хабр, особенно раздел DIY, я, чаще всего, ловлю себя на том, что у меня появляется улыбка на лице. Мне всегда импонировали те, кто что-то мастерили, пытались и продолжают пытаться что-то конструировать. Любой пытливый разум достоин тихого восхищения. И мне всегда казалось, что общая высокая инженерная культура – это наша национальная черта, то, что у нас никогда не отнять. Неужели мы готовы все это растерять? Или это уже случилось? Неужели мы допускаем, что у нас радиоэлектронщики с высшим образованием не способны назвать виды гармонических модуляций, да что модуляций, не могут по сути объяснить, чем отличается переменный и постоянный ток. Где у диода анод и катод. Какие вопросы задавать выпускникам радиотехнических вузов – «А не в амперах ли измеряется сила тока?». Ведь закон Ома они уже забыли, причем некоторые даже еще не получив диплом.

http://habrahabr.ru/post/233851/

Freeman3
16-10-2014, 10:34
Похоже, что один из таких настраивал аппарат МРТ, давший разные размеры грыжи у одного человека в одном месте практически одновременно

Радмир2000
16-10-2014, 12:05
дешевле сделать в китае, дешевле купить китайски. этим все сказано.

есть еще и другие области деятельности.

Neyron
17-10-2014, 11:22
скоро за теми кто еще вчера работал за копейки начнется целая охота.
в вузах будете перхватывать и платить огого.
остальные будут иметь никакое образование и работать продавцами, официантами итд.


капитализм хотели? получите распишитесь.

Bike102
17-10-2014, 11:38
мда, с каждым годом всё хуже и хуже - комплит дегродейшен

Freeman3
17-10-2014, 11:47
А сегодня ("...в завтрашний день не все могут смотреть..." (с)) вы\они за что работаете?

Chop88
17-10-2014, 12:07
проблема даже не в вузах, проблема в охуевшем работодателе
даже талантливому человеку после института надо поработать на нормальной работе с опытным наставником, пройти какую никакую стажировку лет так пару. А работодатель хочет сразу готового спеца и за копейки.

Радмир2000
17-10-2014, 12:15
да блять за что работаете, дороги говно, пробки говно, медицина говно, армия хер знает но по слухам то же говно, продовольствия закупаем у соседних стран. с работы домой из дома на работу по этому говну.

ChertOFFka
17-10-2014, 12:17
В виде звезды рисует наверное потому, что мы вместо четырех обозначений диодов рисовали один большой, а от него провода "звездочкой".

Мольер
17-10-2014, 18:58
Вместо моста большой диод? :rolleyes: :D

Радмир2000
17-10-2014, 21:08
электричество это вода текучая по шлангам, а диод это клапан который пропускает только в одну сторону. Конденсатор это ведро в которое сверху заливается по разному, а снизу стекает однообразно.

vitta66
17-10-2014, 21:14
Да во все времена были люди, не понимающие - как это такая здоровая синусоида помещается в такой тоненький провод....

Потом из них становятся управляющие и т.д.

ChertOFFka
17-10-2014, 21:16
ага :rolleyes:

Мольер
17-10-2014, 21:24
неудивительно, что после этого в голове у большинства выпускников каша. как так можно учить?

ChertOFFka
17-10-2014, 21:26
у меня специцальность не связанная с электроникой. по этой теме читали ровно три лекции галопом по европам для общего развития...

Alenzvarts7
17-10-2014, 21:33
Я технических институтов не кончал, но первый радиоприемник собрал в 7 классе. Кто сможет собрать радиоприемник из нынешнего вуза?

alik-s
17-10-2014, 21:45
Нередко применялось обозначение моста, где вместо 4-х диодов по сторонам квадрата, рисовался ОДИН диод внутри квадрата (моста). Возможно не по ГОСТу, но тогда это было достаточно понятно.
Ну а тут, чему научили........... :-(((

Ex MrB
17-10-2014, 21:47
Дада.
А еще квадратный трансформатор потому сильнее нагревается, чем круглый, что у него синусоида об углы трется :D

барбарицка
17-10-2014, 21:54
мы потеряли не только инженерную культуру.

если это кого-то утешит, конечно. ))))))))

Testosterone
17-10-2014, 23:14
вся суть в этом когда учишься очень хочется зарабатывать, когда есть мотивация изучать, тогда интересно

Радмир2000
18-10-2014, 00:07
ну я же говорю, дешевле в китае.

барбарицка
18-10-2014, 00:30
народ разучился учиться. ждут, когда разжуют и в рот положат проглотить.
это не учёба.
и дело не в мотивации тут.

Потреот
18-10-2014, 00:49
В Москве всегда было огромное количество вузов для одного города, а сейчас вдвое больше, так чего вы хотите? Всегда были такие выпускники, как описываемые. Иногородние в массе были умнее, ибо жесткий конкурс при нехватке мест в общаге

хнырг
18-10-2014, 00:58
пездей. на схеме с 4-мя диодами наглядно понятно, что куда пойдет, вот одна полуволна ушла в одну полярность, вот вторая полуволна ушла в другую полярность.
даже если незнал, да и еще и забыл, поймешь, если знаешь как диод работает и что такое переменный ток.
достаточно запомнить, что переменный ток, это то ебнет то отпустит.
все! нах ))))

Потреот
18-10-2014, 14:07
Таких работодателей тоже до фига и больше. Не знаю, каковы познания его самого, он особо их не продемонстрировал, но чел он прижимистый и хитрожопый. Смотрите сами, он хочет взять непременно молодого специалиста, зарплату не озвучивает, а работы полно, на штате жутко экономят, работа практически работа техника, 90% связано с командировками. И кого этот лошок расчитывает найти на такую работу и на такую зарплату? Высококлассных специалистов. ))

йгфлук111
18-10-2014, 16:27
Когда я кончал универ, на кафедре ИИТ работал лаборант, который собрал приемник из микросхемы УНЧ. Не самый умный лаборант, между прочим.