1960
1. Non, je ne regrette rien / Edith Piaf
2. Ландыши / Гелена Великанова
3. It's Now Or Never / Elvis Presley
1961
1. А снег идет / Майя Кристалинская
2. Can't Help Falling In Love With You / Elvis Presley
3. Песня морского дьявола / Нонна Суханова
1962
1. Love Me Do / The Beatles
2. Старый клен / Люсьена Овчинникова и Николай Погодин
3. Пусть всегда будет солнце / Тамара Миансарова
1963
1. Черный кот / Тамара Миансарова
2. Течет река Волга / Людмила Зыкина
3. Tombe La Neige / Salvatore Adamo
1964
1. House Of The Rising Sun / The Animals
2. Королева красоты / Муслим Магомаев
3. A Hard Day's Night / The Beatles
1965
1. Yesterday / The Beatles
2. California Dreamin / The Mamas And The Papas
3. (I Can’t Get No) Satisfaction / The Rolling Stones
1966
1. Strangers In The Night / Frank Sinatra
2. Стоят девчонки / Мария Пахоменко
3. Дорогие мои москвичи / Леонид и Эдит Утесовы
1967
1. Нежность / Майя Кристалинская
2. Песня о друге / Владимир Высоцкий
3. All You Need Is Love / The Beatles и Песенка о медведях / Аида Ведищева
1968
1. С чего начинается Родина? / Марк Бернес
2. What A Wonderful World / Louis Armstrong
3. Восточная песня / Валерий Ободзинский
1969
1. Журавли / Марк Бернес
2. Песня о зайцах / Юрий Никулин
3. Остров невезения / Андрей Миронов
1970
1. Let It Be / The Beatles
2. Venus / Shocking Blue
3. Ваше благородие, госпожа удача / Павел Луспекаев
1971
1. Imagine / John Lennon
2. Stairway To Heaven / Led Zeppelin
3. Надежда / Анна Герман
1972
1. Есть только миг / Олег Анофриев
2. Parole Parole / Dalida, Alain Delon
3. Не повторяется такое никогда / ВИА «Самоцветы»
1973
1. Goodbye, My Love, Goodbye / Demis Roussos
2. Angie / The Rolling Stones
3. Mrs. Vandebilt / Wings
1974
1. Money / Pink Floyd
2. Waterloo / ABBA
3. Эхо любви / Анна Герман
1975
1. День Победы / Лев Лещенко
2. Et si tu n’existais pas / Joe Dassin
3. Bohemian Rhapsody / Queen
1976
1. Money, Money, Money / ABBA
2. Sunny / Boney M
3. Как молоды мы были / Александр Градский
1977
1. Hotel California / Eagles
2. Листья желтые / Галина Бовина и Владислав Лыньковский
3. Не отрекаются, любя / Алла Пугачева
1978
1. Песня мушкетеров / Михаил Боярский и ВИА «Коробейники»
2. Stumblin’ In / Suzi Quatro, Chris Norman
3. Rasputin / Boney M
1979
1. Поворот / Группа «Машина времени»
2. I Will Survive / Gloria Gaynor
3. Amore No / Adriano Celentano
1980
1. До свиданья, Москва / Татьяна Анциферова и Лев Лещенко
2. Пока горит свеча / группа «Машина времени»
3. «Малиновка / ВИА Верасы
1981
1. Я тебя никогда не забуду / Николай Караченцов
2. Chi Mai / Ennio Morricone
3. Я вспоминаю / Юрий Антонов и рок-группа «Аракс»
1982
1. Felicita / Al Bano, Romina Power
2. Позвони мне, позвони / Ирина Муравьева
3. Учкудук — три колодца / Группа «Ялла»
1983
1. Трава у дома / группа «Земляне»
2. Billie Jean / Michael Jackson
3. L’Italiano / Toto Cutugno
1984
1. You’re My Heart, You’re My Soul / Modern Talking
2. Still Loving You / Scorpions
3. I Just Called To Say I Love You / Stevie Wonder
1985
1. Прекрасное далеко / Большой детский хор СССР
2. Комарово / Игорь Скляр
3. You’re A Woman / Bad Boys Blue
---------------------------------------------------------------
комменты
Леонид Парфенов
журналист и телеведущий
Хит-парад «Два мира — два эфира» страшно интересно читать вдоль и поперек — буквально: и по годам и по «мирАм». Но, конечно, не вычислить никакого «странового коэффициента», конвертирующего «Ваше благородие, госпожа удача» в Let It Be и наоборот. Так ведь и само время: 60-е и на Западе и в СССР — годы порывов и прорывов, романтики, надежд. Но как не похожа наша лояльная «оттепель» на их студенческие бунты. А уж тем более разнятся их «золотые 70-е» и наш брежневский застой. Как пелось в опусе, не вошедшем в хит-парад «Ъ», «Если жизнь сложилась, словно песня - значит, песня сложена про жизнь».
Артемий Троицкий
музыкальный критик
Все более или менее понятно в этом списке. Если говорить языком спортивного комментатора, то наши одержали победу с небольшим преимуществом. Пара западных песен во главе списка, но наши замкнули десятку, что неплохо. Подбор репертуара очень качественный, есть в нем классическая западная — Beatles, Синатра, но и советские эстрадные песни, попавшие в список лучших, не вызывают не малейшего сомнения. Это шикарные мелодии, качественная поп музыка высшего качества. Рокерам обижаться не на что, здесь есть поп-рок, то есть по жанру это рок, а по мелодике — роскошная популярная мелодия. Русского рока вроде нет, но был бы это конец 80-х, мы, наверняка, увидели бы в списке «Скованные одной цепью» и «Гуд бай, Америка» Наутилуса Помпилиуса и «Мы ждем перемен» Цоя, и «Поезд в огне» Гребенщикова. Этот список ближе всего к хит-параду караоке, т.е. к тому, что люди больше всего любят и напевают везде. Это не безумно раскрученные песни однодневки, а золотой фонд, песни навсегда. Если провести подобный проект лет через десять, то никаких сегодняшних песенок в исполнении певцов типа Нюши, Тимати или Бритни Спирс, мы там не увидим. Я даже не знаю, кто и что может там оказаться, современная поп-музыка отличается феноменальной маловыразительностью. Железный занавес оказал благотворное воздействие на нашу музыку и особенно молодежь. Он невероятно обострил интерес советских молодых и примодненных людей к западной музыке. Отсюда культ Beatles, «Отеля Калифорния» и непонятно почему не попавшей в список десяти лучших величайшей песни 1969 года Шизгара, она же Venus, группы Shocking Blue. С другой стороны, не столько железный занавес, сколько тогдашняя советская музыкальная система способствовала тому, чтобы создавать качественную эстрадную песню. Были тогда и свои бездари, но Александра Пахмутова (кстати, почему ее равновеликая той же Yesterday песня «Опустела без тебя земля» не попала в «десятку» лучших песен всех времен?), и Фрадкин, и Френкель, и Островский, и Гладков, и Зацепин, успешно работали бы на Бродвее, и писали бы как могучие хиты для Синатры, так и популярнейшие мюзиклы. А сейчас у нас таких композиторов нет и в помине. На фоне этих гигантов сегодняшние композиторы выглядят карликами. Является ли это следствием зависшего железного занавеса, я окончательного вердикта выдать не могу. А то, что победили Beatles, правильно — это абсолютный пик популярной музыки.
Петр Налич
певец, автор песен, представлял Россию на конкурсе «Евровидение» в 2010 году
Все песни, вошедшие в десятку победителей, замечательные и мне нравятся. Но мне кажется, что было бы гораздо интереснее, если бы проект затронул музыку, которую люди меньше знают. А победители и так у всех на слуху. Если говорить о влиянии железного занавеса, то известно, что герметичные культуры выстраивали свой собственный стиль, который давал совершенно неожиданные выплески чего-то своего, непохожего на окружающее. Иногда просто шедевры. Появление талантливых людей в больших народах не зависит от того, есть или нет железный занавес. До революции в России творили Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, а во время железного занавеса много больших эстрадных композиторов — Пахмутова, Френкель и многие другие. Просачивающиеся через занавес голоса и музыка с Запада все равно ложились на нашу почву, и в результате у нас появлялось что-то совершенно наше, например, джаз Утесова. Это, конечно, вовсе не джаз, но явление очень талантливое. Человек всегда старается превратить что-то и где-то услышанное в нечто свое, так было и у нас. То, что сегодня нет железного занавеса мне нравится, а тому, кто работает, например, на таможне — нет. Меня не удивляет, что победителем проекта стала композиция Beatles, это самая популярная группа ХХ века. И если подобный опрос проводить в Европе, то Beatles всегда будет среди лидеров. А если в Африке, то возможно и нет...
Лев Лещенко
народный артист РСФСР
То, что вспоминают эстраду прошлого века— это замечательно. И не важно, в каком виде и кто вспоминает эти вещи. Я не считаю, что в 70-80- х годах наша культура была ущемлена из-за железного занавеса: к нам приезжали чехи, поляки, они давали нам пример западной музыки. Мы, кстати, тоже выезжали за рубеж, выступали на разных конкурсах и фестивалях и могли там чему-то научиться. Нас всегда хорошо принимали зрители. Поэтому я не удивлен, что песня «День победы» и сейчас занимает призовые места в разных хит-парадах. Это прекрасно, это правильно. В этой песне воедино слились содержание , волнение, эмоции. Отлично, что до сих пор это тревожит души.
Стас Намин
музыкант, композитор и продюсер, создатель и лидер группы «Цветы»
Идея проекта с моей точки зрения — несостоятельная. Главная ее ошибка заключается в том, что вы сравниваете песни, созданные в одно и то же время, не задумываясь об их жанре. А мне кажется, что это принципиально важно. Поэтому мне кажется, остальные вопросы тоже претендуют на неглубокое понимание и формальный подход.
Юрий Маликов
создатель и руководитель ВИА «Самоцветы», народный артист России
Нынешняя молодежь не знает наших старых песен, они интересуют больше современными исполнителями. Я это хорошо вижу по своим внукам. А вообще, когда мы сейчас где-то выступаем, то песни периода 70-80- х годов очень нравятся зрителям. «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Самоцветы», «Песняры» и «Верасы» — их песни знают и поют до сих пор. Что касается качества и соотношения с западными песнями того же времени, то по звукозаписи, по звучанию инструментов мы очень и очень отставали и от Beatles, и от The Rolling Stones, от Deep Purple, от ABBA. А мелодии и тексты у нас были превосходные. Поэтому песни и западали в душу. И народ не сильно обращал внимание на качество студийного звучания. В то время на запись песни давали всего 4 часа. Сегодня запись длится иногда полтора-два месяца. Хорошие записи тогда были лишь у солистов — Магомаева, Кобзона, Великановой или Утесова. А ВИА очень специфичен по своему звуку, звучание электрогитары требует высокого профессионализма звукорежиссеров. Как-то раз я пришел на концерт Pink Floyd и был поражен: в Москве такого звука не было ни на одном концерте. А они привезли с собой всю необходимую аппаратуру и показали, как надо выступать. У нас таких инструментов и такой аппаратуры просто не производилось. Уже в 90-е в 2000-е мы стали по оснащению на уровне западных исполнителей. Появилась хорошая качественная аппаратура, но она вся западная, у нас не производится такие вещи. В то время чиновники высокого ранга иногда заставляли артистов что-то переделывать. Одного чиновника даже прозвали «меньше баса», так как ему постоянно казалось, что бас забивает другие инструменты. Больше всего, конечно, придирались к внешнему виду, к прическам, бородам и усам. Однажды сказали, что усатые могут быть только «Песняры». Поэтому нашего трубача практически не показывали по ТВ, так как у него усы были как у Мулявина. Еще требовали, чтобы манера исполнения была мягкой и спокойной. Впрочем, нам жаловаться грех. Мы оказались в нужное время с нужным репертуаром. Нам мало что запрещали. «Чернобровая дивчина», «Если бы мы были вдвоем» и «Все, что есть у меня» запрещено было исполнять на концертах, но фирма «Мелодия» была более прогрессивной, чем ТВ и радио, поэтому все эти песни были на наших пластинках.
Евгений Маргулис
музыкант, группа «Машина времени»
— С подобным сравнением история сложная. Железный занавес, если он и был, не сильно развел нас с западной музыкой. Если эпидемия идет по всему миру, она цепляет абсолютно всех, может, кроме аборигенов, которые живут в джунглях. Дырочка всегда найдется. В СССР повсеместно слушали привезенные с запада диски, писанные-переписанные кассеты на жующих пленку магнитофонах.
Если честно, то в те времена мы никогда не обращали внимания на ту херню, которая звучала по радио и из других официальных источников, потому что песни были достаточно одинаковы. Мы пытались находить и слушать то, что популярно и на чем можно научиться. В начале творческого пути «Машины времени» работа на квартирах, в НИИ была одним из способов получать удовольствие. Нам не давали выступать в больших концертных залах, на ТВ, и это был абсолютный вариант художественной самодеятельности, как кружок в Доме культуры. Но потом филармонии начали понимать, что на нас можно заработать, и нас пустили на коммерческий путь. Бездельников в филармониях, в том числе и заслуженных-перезаслуженных, было много, им нужно было кормиться, и у «Машины времени» появился шанс. Не очень согласен с выбором композиций «Поворот» и «Пока горит свеча» в качестве лучших песен «Машины времени». На мой взгляд, песня «Кто виноват» значительно лучше, чем «Поворот», но вкусы у людей разные.
Я для себя начал открывать советскую музыку уже в зрелом возрасте, когда появилась возможность выезжать за границу. Слушать там по большому радио нечего и незачем, потому что при переезде из города в город меняется волна. Поэтому я начал закачивать себе музыку, и оказалось, что мне дико нравится советская музыка 40-х- 50-х годов: с баянами, песнями идиотскими. Я не могу выделить того, от чего можно сойти с ума, но есть любимые исполнители и песни, например, Георг Отс с его «Песней о Ленинграде», мелодии Богословского. Однако собрать какой-то хит-парад из этого советского наследия мне сложно.