Город пешком глазами автомобилиста.
Вот уже много лет я езжу на машине. Не смотря на то, что веду довольно активный образ жизни, я редко когда прохожу за день больше пяти километров. В повседневных ситуациях этого достаточно. Однако в жизни могут сложиться условия, когда идти пешком может понадобиться очень и очень долго. Обстоятельства могут быть самыми разными: от банального «заблудился в лесу» или «сломалась машина в безлюдном месте» до больших катастроф или войн вплоть до апокалипсиса.
Поэтому я решил проверить, какое максимальное расстояние я смогу пройти пешком. Для этого я решил пройтись по городу с навигатором и посмотреть, что получится.
В результате я получил массу уникальных впечатлений. Я увидел Уфу такой, какой я не видел её никогда в жизни. Уверен, что не только я. Поэтому я решил создать эту тему, разместить в ней фотографии и рассказать людям о своих впечатлениях.
Для начала я составил маршрут. Еще зимой проложил путь с помощью различных компьютерных программ и интернет-сервисов. Первой проблемой, с которой я столкнулся, оказалось то, что наш город Уфа весьма маленький и пройти какое-то особо большое расстояние по нему не так-то просто. Неизбежно придется петлять и заходить почти во все районы. Причем на первый взгляд этого не заметно. Потому что чисто географически город огромен по площади. Уфа вытянута с юга на север километров на 50. Однако пройти пешком, скажем, в Дему или Затон нельзя. Туда нет тротуаров. Тоже самое наблюдается и в северной промышленной зоне Черниковки.
Я прикинул, что мне вполне будет достаточно того, что на всем протяжении маршрута я буду вдыхать выхлопные газы тысяч автомобилей. Коктейль в виде CO2 с пылью обочины Демского шоссе будет явным перебором. Кстати о протяжении маршрута. Я решил, что пусть будет 60 километров. Не факт, что я пройду именно столько, но должен же быть установлен какой-то максимум.
Когда путь был составлен, я поделился идеей с друзьями и задал всем один и тот же вопрос: «Как по вашему, если начать двигаться из центра города по проспекту в сторону Черниковки, то когда пройдешь двадцать километров?» Люди давали разные ответы от Горсовета до кинотеатра «Победа». Правильный вариант не назвал никто. 20 км получалось на Вологодской возле поворота на Шакшу. И то, при условии прохода «крюком» через нефтяной университет.
Теперь вы понимаете, что проложить линию по карте города длиной в 60 километров было не так-то просто.
Я решил идти одному. Потому что, во-первых, так не придется подстраиваться ни под чей темп ходьбы. Во-вторых, не придется тратить силы на разговоры друг с другом. В-третьих, большого энтузиазма идея пешего марш-броска по Уфе у моих друзей-автомобилистов не вызвала. Мало кто из водителей проходил и три километра за раз за последние несколько лет. Что уж тут говорить о десятках верст?
Возник вопрос: фотографировать по пути или нет? С одной стороны такую мегапрогулку было бы неплохо запечатлеть на память. С другой стороны фотосъемка будет сбивать меня с темпа. Поэтому я решил, что буду снимать только то, что можно снять только здесь и сейчас. Все остальные интересные вещи буду просто фиксировать в памяти, а потом проеду по ним на машине и сниму.
Маршрут был полностью готов еще зимой. Дальше я полгода ждал идеальной погоды. И дождался. В выходной день было плюс 20 градусов. Это достаточно тепло, чтобы не мерзнуть там, где тротуар идет в тени деревьев и достаточно прохладно, чтобы не потеть под солнцем на открытых участках. Кроме того моросил легкий дождик. Что тоже было плюсом. Иначе бы я конкретно покрылся пылью в пути.
Итак, я стартовал из центра Уфы. Поставил машину на стоянку, включил запись трека в навигаторе и пошел.
Вышел ровно в 12. Это было удобно. Каждый раз, когда я проходил часы, можно было легко определить, сколько я уже иду. Час дня? Значит, шагаю уже час. Три часа? Топаю три часа и так далее. То есть даже на свои часы смотреть не нужно.
Первые десять километров были легкой прогулкой. Я глядел по сторонам, любовался городом. Навигатор показывал скорость 5 километров в час.
На Госцирке мужик выгуливал тигра на поводке. Сперва я не понял, почему толпа собралась вокруг лежащей на асфальте собаки. Я сначала подумал, что псине стало плохо и люди хотят помочь. Однако потом я увидел, что это не собака, а тигр. Хотя он ни на кого не кидался. Я решил, что тигр сыт.
https://pp.userapi.com/c841133/v8411...IRJab5TSaY.jpg
Первые десять километров были преодолены после Горсовета в районе Макдоналдса. Картина вокруг очень напоминала то, что я видел много лет назад в США. По улице движутся тысячи автомобилей, а на тротуаре никого нет. Будущее наступило.
Для, чтобы перейти улицу Трамвайную в районе ГДК через пешеходный переход необходимо слать нехилый клюк в несколько сотен метров для того, чтобы дойти до знака 5.19.1. Причем асфальта на подходах к переходу нет. И земля не натоптана. Такое чувство, словно я был единственным, кто переходил там дорогу по правилам.
https://pp.userapi.com/c841133/v8411...O5Gb9Hhu28.jpg
Вообще это пешее путешествие произвело на меня сильное впечатление. С тех пор, как я купил машину лет десять назад, Уфа сильно изменилась. Причем многие изменения, как оказалось, заметны только «с тротуара», когда идешь пешком. Я не думал, что во время своего пешего похода замечу столько всего нового для себя. Потому что и так много хожу ногами. Но, как оказалось, гулять по любимым местам, пусть даже и много, и четко двигаться по заранее выбранному маршруту через весь город совсем не одно и тоже. Например, я постоянно ловил себя на мысли, что в том или ином месте не ходил на своих двоих те самые десять автомобильных лет. А кое-где я не ходил пешком вообще ни разу в жизни. Как, например, по мостам в Черниковку.
https://pp.userapi.com/c841133/v8411...Z2AxL5W640.jpg
На остановке возле нефтяного видел негра. Хотел его сфотографировать, но решил не тратить на него заряд батареи. Черный ждал автобуса не смотря на то, что улица Комарова была перекрыта. Африканца совсем не смущало полное отсутствие транспорта на проезжей части. Надо было ему об этом сказать.
Бульвар на Первомайской около восьмиэтажек сильно изменился. Теперь там стоят скамейки и фонари в старинном стиле, лежит новая брусчатка. Деревья, кусты и прочие клумбы очень ухожены. Гуляют мамы и папы и детьми. Не понравились только взрослые велосипедисты, которые ездили между малышей. По правилам им место на проезжей части.
https://pp.userapi.com/c841133/v8411...c2Qqkd9kjQ.jpg
Черниковка запомнилась большим количеством людей с детьми на улицах. Это, пожалуй, одно из главных изменений северной части города за прошедшее десятилетие. Вместо знаменитых черниковских гопников я увидел большое количество родителей с мелкими всех возрастов. Но ладно гопники. Я не заметил там даже привычных раньше алкашей и прочих интересных личностей наркоманского вида. Вместо них было много велосипедистов и спортсменов-бегунов. Уже потом я обратил внимание, что теперь пьянчужек нет не только в Черниовке, но и в других частях города тоже. Хотя трех синих за весь маршрут я все же увидел. На двух из них я обратил внимание только потому, что в этот момент их остановили полицейские.
На Первомайской между Невского и Машиностроителей с левой стороны были самые убитые тротуары на всем маршруте. Может быть, их специально не делают в расчете на то, что ими займутся, когда будут ремонтировать проезжую часть?
Возле золотого памятника солдату видел бабок на скамейке. Аж 8 человек! Я-то думал, что бабки на лавочке уже в прошлом. Но нет, они сидели, а двое стояли и что-то остальным рассказывали. Получается, что всего их было 10.
Планки в двадцать километров я достиг где-то в районе ДК УМПО. То есть раньше, чем предполагалось. Еще бы! Реальный трек отличался от прямых линий на карте в сторону увеличения.
Между десятью и двадцатью километрами моя прогулка перестала быть прогулкой. Теперь я просто шел. Нет, я еще не чувствовал усталости, но и наслаждения от такого гуляния с каждым шагом становилось все меньше и меньше.
По Вологодской я добрался до моста на Гастелло, а дальше пошел по Сельской Богородской не заходя в Инорс, который впечатлил своими новостройками и современной велосипедной дорожкой с освещением и разметкой.
Далее я прошагал по всей пьяной дороге, которая порадовала тем, что наконец-то взялись и за нее. Поставили фонари, отбойники, меняют асфальт. Установили ограничения скорости и камеры, что тоже не может не радовать. В общем, пьяная дорога трезвеет на глазах.
По Сипайлово я прошел по Гагарина от Жукова до Жукова. Сипа запомнилась только тем, что когда я проходил мимо пивной или, как они сейчас называются, центра бочковых напитков, мимо прошли мужики с пивными животами. Иду я, значит, по навигатору, уже больше 25 километров намотал. И тут дяди с бидонами. Что ж… Каждый сам выбирает, как ему проводить свободное время.
Подъем в гору к Акбузату оказался не таким крутым, как я думал. Обратил внимание, что теперь при въезде в Тужиловку сверху установили знак 3.2 «Движение запрещено». Тот самый белый круг. Видать местных замучил транзит жителей Сипайлово мимо их частных владений. Но сипайловцы не сдались и «проложили» дорогу справа от знака. Ну как проложили? Накатали там колею. Тогда тужиловцы положили на «новую дорогу» бетонный блок. Но сипайловцы положили и на блок, когда тоже стали объезжать его справа, устроив там уже вторую «новую дорогу». Что будет дальше?
https://pp.userapi.com/c841133/v8411...rvr1LchMro.jpg
Я рассчитывал купить воды в киоске на остановке около Акбузата, но киоска там не было. Только тогда я обратил внимание на еще одно изменение в городе за декаду. На остановках исчезли киоски. Где-то они остались, но их число сократилось в разы. Зато вместо них теперь на остановках много где торгуют цветами.
https://pp.userapi.com/c841133/v8411...SYsfWNz1Uo.jpg
Я прошел по Менделеева до ТЦ «Башкирия» и перешел дорогу на 50 лет СССР. На том месте, где раньше был компьютерный магазин «Форте» теперь «Пятерочка». Супермаркет прямо дышал новизной и современностью. Никаких тебе охранников у входа. Зато современные стеллажи с продуктами. Купил бутылку воды и пару шоколадных батончиков. Думал взять энергетик, но решил, что это будет нечестным допингом, а шоколадные батончики – вполне себе альтернатива обеду, которого у меня в тот день не было.
Навигатор сообщил, что я прошел рубеж в тридцать километров. Скорость снизилась до 4,5 километров в час. После двадцати километров идти стало тяжело, а после тридцатки заболели ноги. Причем боль усиливалась, когда я трогался с места после того, как постоял. Например, на светофоре. Поэтому я принял решение есть и пить шоколад и воду на ходу.
По 50 лет СССР я дошел до Дворца Спорта и повернул налево на Зорге. Прошел до Сбербанка и дальше вниз до Кировоградской. Оттуда прошел по Бабушкина до Мира и дольше двинул по Бессонова мимо Комсомольской в сторону ПСЮ. На улице Дмитриева увидел алкаша. Он шел впереди покачиваясь из стороны в сторону. Казалось, он вот-вот упадет. Потом он скрылся во дворе. Я не стал его фотографировать, потому что как раз в том месте стемнело. Я двигался уже больше девяти часов.
От моста через Салаватку я поднялся по Сагита Агиша до Менделеева и свернул вправо. В этот момент хлынул дождь. На Менделеева не горело ни одного фонаря. Стало совсем грустно.
Я дошел до Кувыкина и зашлепал по лужам вдоль кардиоцентра. Тротуар там идет под деревьями. Поэтому в отсутствие горящих фонарей стало совсем ничего не видно. Я несколько раз наступил прямо в лужу и промочил ноги.
Дальше я двинул вниз по Бакалинской. О, это был самый паршивый участок маршрута! Нормального тротуара там нет. Дело не в том, что на асфальте ямы или трещины, как на Первомайской. Нет, асфальт в порядке, хоть и не везде. Тротуара там нет просто конструктивно. Я спускался по правой стороне и весь спуск – это какие-то парковки, прилегающие территории магазинов и вообще не пойми что. То есть, единого куска асфальта идущего параллельно дороге нет. Гулять там в темноте после дождя было особенно весело.
https://pp.userapi.com/c841133/v8411...ChaNjHL2Z0.jpg
Потом я пошел вверх по Айской. После Бакалы Айская из-за недавнего капитального ремонта дороги показалась самой лучшей улицей города. И проезжая часть и тротуары и светофоры со знаками. Все там было новым и красивым. Только мне на это было глубоко все равно. Потому что я шагал уже сильно больше сорока км. Ноги стали болеть сильнее и в разных местах. Только в одном месте отпустит, как начинает ныть в другом. Я уже не останавливался на светофорах. Если видел, что впереди красный, то специально заранее сбавлял скорость, чтобы пересекать улицу без остановки. Иногда так подгадать не удавалось. Тогда я просто ходил кругами в ожидании зеленого. Только чтобы не стоять! Потому что любая остановки потом отдавалась сильной болью в ногах.
В районе Аграрного пробило 50 километров. Я прошел по Оренбургской и дальше потопал по бульвару Ибрагимова. В ногах начался сущий ад! Теперь они болели сразу во всех местах. Я пробовал встряхивать ноги, но это не помогало. Я уже ни о чем не думал и почти не на что не обращал внимание. Я просто шел стиснув зубы отмечая перекрестки. Пархоменко, Цюрупы, Ленина, Миасская, Маркса...
После Ибрагимова я пошел по Карла Маркса в сторону центра. Впрочем, слово «пошел» было уже некорректно по отношению к моему перемещению в пространстве. Было бы правильнее сказать, что я ковылял, едва переставляя ноги.
Центр встретил меня веселыми компаниями в платьях и пиджаках. Люди гуляли и веселись, а я волок мимо них ноги выбиваясь из последних сил. По пути попадалось много полицейских. Я думал, что они примут меня за пьяного и остановят, но все проходили мимо. Хотя моя неестественная для нормального человека походка явно выделяла меня на фоне праздной публики.
Когда я шел мимо авиационного университета, время уже перевалило за час ночи, скорость упала до 4 км/ч. Пройденный пусть подошел к 57 километрам. На перекрёстке с Пушкина я повернул в сторону Телецентра и пошел туда. Изначально предполагалось пройти по Пушкина до заправки. Там спуститься по Трактовой до Правой Белой. Потом пройти вдоль железной дороги до моста. Дальше по Набережной до Монумента, а потом я планировал подняться в центр к финишу.
Однако теперь я подумал, что учитывая мое состояние, есть риск свалиться где-то там внизу в частном секторе. Я даже друзьям по телефону не смогу объяснить, где я нахожусь. А дальше будет стройка набережной. Причем я не имею никакого представления, в какой стадии сейчас ведется строительство. По сути, идти придется в темноте по строительной площадке. Там уже точно есть риск застрять в непонятных координатах. Нет, лучше так не рисковать!
На перекрестке Пушкина с Гафури я принял окончательное решение не идти вниз. Вместо этого я повернул налево и дошел до Валиди, а потом пошел по Валиди обратно. Однако так не получалось 60 километров в финале. Теперь мне было уже важно пройти именно 60 километров. Тогда я стал петлять по Аксакова, Гоголя, Маркса наматывая, таким образом, необходимое расстояние и приближаясь к финальной точке.
Я дошел. Пройденное расстояние 60 с половиной километров. Средняя скорость 4,4 километра в час. Время в пути 14 часов. Выводы для себя я сделал следующие. До 10 км можно смело гулять и веселиться. 20 км тоже можно, но веселья уже не будет. 30 – это пока мое максимальное расстояние, которое я могу пройти хоть и с усилием, но зато без последствий в виде боли в ногах. 40 км тоже реально, но делать что-либо потом будет проблематично. Будут болеть ноги. 50 км – предел разумного, потому что дальше боли начинаются совсем уж адские. Кстати, для чистоты эксперимента, я шел без привалов.
Весь следующий день я приходил в себя. Ноги болели. На второй день я уже ходил, но ноги продолжали давать о себе знать. На третий день все почти прошло, а через пять дней я восстановился полностью.