PDA

Просмотр полной версии : минутка ностальгии


Гераклит
28-07-2020, 04:05

Елена Антоновна Камбурова родилась 11 июля 1940 года в Сталинске Кемеровской области в семье инженера Антона Семёновича Камбурова (1908—1967) и врача-педиатра[3] Лидии Марковны Захаровой (1911—2000). Брат — Владимир Антонович Камбуров, инженер. Их предки — греки Приазовья. Её предки со времен Екатерины Великой жили в Крыму, потом разъехались, разбрелись, и будущие её родители появились на свет под Макеевкой. Все её родственники относились к деревенской интеллигенции: учителя, лица духовного звания, писари. Все они — дед, дяди — были репрессированы, расстреляны. Бабка по линии матери очень любила петь. У матери, врача-педиатра по профессии, был красивый голос приятного тембра, такой вибрирующий. Отец, инженер, в молодости играл на гитаре и очень хорошо пел.

Детство Елены Антоновны прошло в Проскурове, куда переехала её семья.

В детстве практически не выходила на сцену. И в первый раз решилась выступить сольно в десятом классе. Задумала выйти необычно — прямо из зала. Да ещё попросила, чтоб её в конце программы поставили. Это был провал провалов. Если такой эпизод показать в кино, он был бы ультракомедийным. Девочка хочет, танцуя, пройти сквозь зал, на первом же шаге опрокидывается, падает, потом, наконец, проталкивается через своих сверстников на сцену, открывает рот, пытается петь, а звук не идёт. Она перебегает на другую сторону — голоса все равно нет. В общем, погримасничала и убежала. Волна волнения поглотила её совершенно. Зрители смеялись, а она, даже не взяв шубу, побежала домой в чём была. И три дня не ходила в школу. Вот таким был первый экзамен, который она абсолютно не выдержала.

Мечтала стать драматической актрисой, серьёзно увлекалась поэзией. Однако после школы, не будучи совершенно уверенной в твердых основаниях для поступления в театральный институт, поступила в Киевский институт легкой промышленности, но через два года все же оттуда ушла и приехала в Москву поступать в Театральное училище имени Б. В. Щукина. Несмотря на поддержку председателя экзаменационной комиссии народного артиста СССР Бориса Захавы и ученицы Е. Б. Вахтангова, выдающейся актрисы, народной артистки СССР Цецилии Мансуровой, преподававшей в те годы в училище актёрское мастерство, третий тур Камбурова не прошла: яркая индивидуальность абитуриентки не вписывалась в рамки привычных амплуа драматического театра. Тогда и проявился характер: чтобы остаться в Москве, Елена пошла работать на стройку.

На следующий год она поступила в Государственное училище циркового искусства, на новое, только что открывшееся отделение эстрады (окончила в 1966 г.). Высшее образование получила позднее, закончив отделение эстрадной режиссуры ГИТИС имени А. Луначарского. Однажды преподаватель училища Сергей Каштелян показал ей несколько песен Новеллы Матвеевой, сказав: «По-моему, это ваше». Так начался творческий путь певицы Елены Камбуровой. Песня Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер» стала первой песней, с которой Камбурова вышла на сцену. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории.

А вот как Елена Камбурова рассказывает о дружбе с Фаиной Раневской:

— Я верю в чудеса, и моя встреча с Раневской — одно из таких чудес. На радиостанции «Юность» я прочитала горьковскую «Нунчу», Фаина Георгиевна услышала программу — и тут же написала письмо, которое начиналось словами «Я никогда не писала на радио». Мне долгие годы не приходило в голову ни позвонить, ни написать ей. И опять же случай привел меня в её дом. И уже все последние годы я много бывала у неё. Когда Фаины Георгиевны не стало, я пришла в её опустевшую квартиру и увидела, что в Таганрог, где решили сделать музей, увезли только парадную мебель. А основные предметы, которыми она постоянно пользовалась, остались. И я забрала три вещи. Вот мы сидим на тахте, на которой она спала все последние годы жизни. Она была ей очень неудобна: вся сплошь с выбоинами, маленькая, не по росту Раневской. Сейчас я привела её в порядок, а Фаина Георгиевна подкладывала подушки, чтобы её выровнять. Тахта принадлежала когда-то Павле Леонтьевне Вульф, театральной звезде начала века, которая, можно сказать, поставила Раневскую на путь истинный. И в память о ней Раневская спала только на этой тахте. В другой комнате у меня стоит журнальный столик Фаины Георгиевны, на котором у неё обязательно лежал Пушкин. Кстати, когда я давала ей книги почитать, она всегда подписывала их: «Читала. Раневская. Спасибо».

А вот как Елена Камбурова рассказывает о дружбе с Булатом Окуджавой:

— Через всю мою жизнь проходит Булат Окуджава. Со всем миром его песен, его романтизмом, его Надеждой, Верой и Любовью. Судьба одарила меня многими встречами с Булатом. Самая первая была в Ленинграде. Меня повез к нему знакомиться композитор Кирилл Акимов, первым решившийся аранжировать песню «Ленька Королев». Меня так порадовало, что ни аранжировка, ни мое юношеское исполнение песни ничуть не смутили автора, а, скорее, наоборот. Из того вечера больше всего запомнилась детская кроватка, где уютно спал недавно родившийся сын Булата и Оли — Буля. Хорошо помню, как ходила к ним в гости на квартиру около метро «Речной вокзал». Подросший малыш Буля бегал по коридорчику и был очень похож на маленького Пушкина. Однажды после просмотра на «Мосфильме» картины Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“» мы с моей подругой Аней Кудрявцевой, проговорив всю ночь об этом фильме, о Булате, наутро побежали к Окуджавам, напевая «Капли Датского короля». В это время ему не работалось, и Булат целыми днями наклеивал газеты на деревянную основу, добиваясь её выпуклости. Потом на газетно-деревянную основу наклеивал репродукцию и сверху покрывал лаком. Получались отличные поделки, которые он развешивал на стены. Я тоже потом этим заразилась… Вспоминаю, как пришла в дом на Безбожном. Булат только что написал песню «Музыкант» («Музыкант играл на скрипке — я в глаза ему глядел…»), с большим удовольствием пел её и никак не мог остановиться. Куплет следовал за куплетом. За инструментом сидел Буля. Мелодия ещё выверялась. А мы с Олей слушали. Никогда я не видела Булата в таком восхитительно прекрасном расположении духа… Последействие его поэтического мира в полной мере я ощутила только сейчас. Когда мне трудно, я ищу утешение в песнях Окуджавы, в каждом его слове, сказанном и спетом. Я меряю всё по Булату.

Гераклит
28-07-2020, 04:06

Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве, в русско-еврейской семье[2][3]. Её отец, Владимир Григорьевич Кристалинский (1904—1972), происходил из Мглина Черниговской губернии, окончил реальное училище в Могилёве. Её мать, Валентина Яковлевна Кристалинская (урождённая Пыткина, 1911—1996), была родом из Павлодара. Родители поженились в Саратове и вскоре переехали в Москву, где отец окончил художественно-конструкторский факультет Высших художественно-технических курсов (ВХУТЕМАС) и работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, которые печатались в газете «Пионерская правда», автором книги «Шутки-минутки» (М.: Детский мир, 1958).

Во время учёбы в школе Майя занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского. После окончания школы в 1950 году поступила в Московский авиационный институт. В институте она занималась художественной самодеятельностью. После окончания института уехала по распределению в Новосибирск на авиационный завод имени В. П. Чкалова. Но, по воспоминаниям подруги и одногруппницы Валентины Котёлкиной, они вскоре вернулись в Москву, и Майя стала работать в КБ А. Яковлева.

В 1957 году Майя Кристалинская стала лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Юрия Саульского. В том же году она вышла замуж за писателя Аркадия Арканова. Брак был неудачным и вскоре распался.

После 1960 года она записала песню «Два берега» для кинофильма «Жажда», и с выходом фильма началась её всесоюзная популярность. Первоначально эту песню исполнила Ирина Сергеевна Денисова, артистка молодёжного ансамбля «Полный вперёд!» Ленинградской Филармонии, позднее журналистка (творческий псевдоним Рыжова), но фамилии первой исполнительницы даже не было в титрах. Когда фильм и песня стали популярны, эту песню стали исполнять другие певицы, и к фильму сделали новую звуковую дорожку, вставив в титры фамилию исполнительницы (в разных вариантах: Кристалинская, Дворянинова).

Майя Владимировна много гастролировала по стране, работала с джаз-оркестрами Эдди Рознера и Олега Лундстрема, с ансамблем Евгения Рохлина. Тиражи её пластинок быстро раскупались. Песня на музыку Евгения Рохлина «Мы с тобой случайно в жизни встретились» стала настоящим шлягером, эту песню исполняла только она. Название песни стало названием диска Майи Кристалинской, который вышел в 1985 году.

В возрасте 29 лет врачи обнаружили у неё опухоль лимфатических желез (лимфогранулематоз). Она прошла тяжёлый курс лечения, и с тех пор ей приходилось выходить на сцену с косынкой на шее, чтобы скрывать от зрителей следы ожога от лучевой терапии.

Майя Кристалинская стала первой исполнительницей легендарной песни «Нежность» композитора Александры Пахмутовой, записав её в 1966 году. Чермен Касаев (музыкальный редактор ВР и ЦТ), присутствовавший тогда в студии звукозаписи, в документальном фильме «Опустела без тебя земля…» (2005), посвящённом певице, вспоминал, что у Майи Владимировны при прослушивании уже записанной фонограммы капали слёзы из глаз: «Вот такие росинки… утренняя летняя роса…» — так трогала её песня «Нежность», которая на долгие годы стала визитной карточкой певицы.

В 1966 году, согласно опросам телезрителей, Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года[4].

В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин. Попали в чёрный список и практически остались без работы (а многие и уехали из страны) известные певцы и певицы: Вадим Мулерман, Эмиль Горовец, Аида Ведищева, Нина Бродская, Лариса Мондрус и другие.

Путь на телеэкран и в радиоэфир был практически закрыт и для Майи Кристалинской[3][неавторитетный источник?]. Однако изредка кое-какие исключения всё же делались: её приглашали участвовать в своих творческих вечерах, проводившихся в Колонном зале Дома Союзов, такие мэтры, как Колмановский, Пахмутова, Френкель, Ошанин и др. Выступления певицы проходили в сопровождении оркестра под управлением бессменного Юрия Силантьева. Но на Центральном телевидении Кристалинская стала почти «персоной нон грата».


Могила Майи Кристалинской на Новом Донском кладбище Москвы
Последние десять лет жизни звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря уже о Москве, было по-прежнему очень сложно[3].

Майя Кристалинская была человеком большой эрудиции, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, её интересовали проблемы психологии, она знала литературу так, как её знают только специалисты.

В 1974 году ей было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР».

Любила она и кино. Её любимой актрисой была Марлен Дитрих. В последние годы жизни Майя Владимировна взялась за перевод с немецкого книги Дитрих «Размышления». Книга вышла в СССР уже после смерти автора.[уточнить]

В 1984 году её болезнь обострилась. 19 июня 1985 года, на 54-м году жизни, Майя Кристалинская скончалась, чуть больше чем на год пережив своего спутника жизни, архитектора Эдуарда Барклая, который умер от сахарного диабета 15 июня 1984 года. Прощались с Майей в ЦДРИ. Во время гражданской панихиды звучали её песни, а гроб выносили под песню «Русь».

Певица похоронена в Москве на Новом Донском кладбище. Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».

Гераклит
28-07-2020, 04:08

Родилась в семье потомственных железнодорожников. Отец, Василий Андреевич Толкунов, уроженец города Ртищево Саратовской области, был военным железнодорожником. Мать Евгения Николаевна Толкунова (в девичестве Смирнова) родилась в селе Танхой Прибайкальского района Бурят-Монгольской АССР, работала на станции[1]. Семья Толкуновых проживала в станице Белореченской, куда Василий Андреевич был направлен из Забайкалья для восстановления станицы[2].

Валентине исполнился год и семь месяцев, когда семья переехала в Москву. В доме родителей всегда звучала музыка: пластинки с песнями в исполнении Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой. Валентина выучила все песни любимых исполнителей.

В 10 лет по конкурсу Валентина поступила в хор Центрального Дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский. Первым учителем музыки была Татьяна Николаевна Овчинникова — музыкант, педагог-хормейстер. В дальнейшем у Валентины не было никаких сомнений в выборе профессии.

В 1964 году она поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

В 1966 году Валентина Толкунова прошла по конкурсу в вокально-инструментальный оркестр под управлением Ю. С. Саульского (ВИО-66), в котором она в течение 5 лет была солисткой-вокалисткой и пела джазовые композиции, партии высокого сопрано (с вокальной группой). Совмещать занятия и гастрольные поездки с ВИО-66 было трудно, и Толкунова перевелась на заочное отделение Музыкального училища имени Гнесиных, которое и закончила в 1971 году с оценкой «отлично», продирижировав на выпускном экзамене хорами Георгия Свиридова и Дмитрия Шостаковича. В 1976 году Валентина Толкунова окончила Московский государственный институт культуры по специальности «дирижёр-хоровик».

После распада ВИО-66 в 1971 году возник творческий союз с Ильёй Катаевым. Композитор написал музыку к телефильму «День за днём». Это были фуги, вокализы и много новых песен на стихи Михаила Анчарова, исполнять которые он предложил Толкуновой. Напевная, бесхитростная песня «Стою на полустаночке» из телефильма сыграла большую роль в жизни начинающей певицы, которая исполнила песню в авторском концерте Ильи Катаева, а затем с ней же выступила на телевизионном конкурсе «Артлото», заняв первое место.

После ухода из ВИО-66 Валентина Толкунова исполняла песни и играла эпизодические роли в нескольких фильмах и спектаклях, а также пыталась создать свой квартет из 4 исполнительниц, однако проект не был реализован.

В 1972 году поэт Лев Ошанин пригласил Валентину Толкунову выступить на сцене Колонного зала Дома Союзов на юбилейном концерте с песней Владимира Шаинского «Ах, Наташа». В тот вечер молодая Толкунова выступала на одной сцене с Майей Кристалинской, Муслимом Магомаевым, Людмилой Зыкиной, Георгом Отсом и своим кумиром Клавдией Шульженко. Это стало началом её популярности на телевидении и радио. Началась активная работа с композиторами Э. Колмановским, М. Таривердиевым, П. Аедоницким, О. Фельцманом, Е. Жарковским, М. Минковым, В. Успенским, Е. Птичкиным, Л. Лядовой и другими.

Кстати, именно во время своего дебютного выступления Валентина Толкунова впервые вплела в волосы жемчужную нить. Ее прическу копировали многие советские женщины, а сама певица не расставалась с ней на протяжении всей своей карьеры.

В этом же году Павел Аедоницкий написал на стихи Екатерины Шевелёвой песню «Серебряные свадьбы». Изначально планировалось, что она прозвучит в юбилейном авторском вечере Павла Кузьмича в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Орэра». Однако из-за того, что ансамбль не смог приехать для участия в концерте, Павел Аедоницкий предложил Валентине Толкуновой срочно выучить и исполнить эту песню. Премьера была восторженно принята публикой, и с тех пор песня стала одной из «визитных карточек» певицы. Толкунова считала, что с этой песней пришло её творческое рождение.

С 1973 года регулярно участвует в телевизионных всесоюзных фестивалях «Песня года», в финале «Песни-1973» исполнила песни «Одинокая гармонь» и «Серебряные свадьбы». Постоянная участница передач «Утренняя почта», «Голубой огонёк», творческих вечеров выдающихся композиторов из Колонного зала Дома Союзов. Становится солисткой объединения «Москонцерт».

В этом же году композитор Владимир Мигуля написал песню на стихи Виктора Гина «Поговори со мною, мама». Изначально авторы планировали, что песню будет исполнять Людмила Зыкина, однако в очередной раз волею судьбы Владимир Мигуля показал эту песню Валентине Толкуновой во время своего пребывания в Москве. «Поговори со мною, мама» в её исполнении впервые передавалась 8 марта 1973 года по Всесоюзному радио. Сразу же после исполнения со всего Советского Союза на радио стали приходить мешки писем с просьбой регулярно включать песню в радиоэфир. В течение 1973 года она стала очень популярна, так как звучала почти каждый день, и, несмотря на ряд препятствий, заслуженно попала в финал «Песни-1974».

В 1975 году Валентина Толкунова познакомилась с концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази, с которым проработала более 18 лет и который был для неё учителем. Вместе с Давидом Ашкенази Валентиной Толкуновой были поставлены многие прекрасные романсы, в том числе «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой.

В 1976 году в период с 17 июля по 1 августа Толкунова в составе творческой бригады деятелей культуры была направлена на Олимпийские игры в Монреале (Канада) для поддержки советских спортсменов.

В 1977 году на рождение сына композитор Борис Емельянов подарил Валентине Толкуновой песню «Носики-курносики». Композиция прозвучала со сцены и сразу же стала популярной. В 1979 году Толкунова дала свой первый сольный концерт. Тогда же певица получила звание заслуженной артистки России. На «Песне-79» она исполнила хит «Не зря мне люди говорили».

С 1979 года Валентина Толкунова начала выступать со своими сольными концертными программами.

3 ноября 1980 - участие в фестивале «Красная гвоздика» в Сочи.

В 1981 году в репертуаре артистки появилась тема, посвящённая Великой Отечественной войне, её ветеранам. Марк Минков написал для Валентины Толкуновой «Если б не было войны» — песню-исповедь о женской судьбе, опалённой войной. Лирический разговор, который вела Толкунова со своей современницей, приобретает драматическую интонацию, наполняется гражданским[неизвестный термин] звучанием. «Если б не было войны» вошла в десятку лучших послевоенных песен о войне, написанных в XX веке. В 1990 году Валентина Толкунова выпустила одноимённый двойной альбом, в который вошли 22 песни о войне и мире.

В 1980-е годы определилась основная тема творчества певицы, которую она сама назовёт «Разговор с женщиной». Это песни о любви и о женских судьбах, счастливых и несчастных, в каждой из которых видна душа женщины. Но какой бы ни была героиня песни Толкуновой, её никогда не покидает ожидание счастья. Таковы песни «Я не могу иначе» А. Пахмутовой, «Где ты раньше был» и «Диалог у Новогодней ёлки» Э. Колмановского, «А любовь-то лебедем» А. Монасыпова, «Вечер школьных друзей» А. Морозова, «Песенка без конца» Э. Колмановского, «Сон-трава» Е. Птичкина, «Воспоминание о былом» В. Мигули, «Уголок России» В. Шаинского, «Серёжа» Л. Квинт, «Жалейка» П. Аедоницкого и другие.

В 1982 году в эфире передачи «Голубой огонек» впервые прозвучала песня Толкуновой «Я не могу иначе». Композитор Александра Пахмутова сама связалась с певицей, чтобы показать мелодию: она считала, что песня подходила исполнительнице по характеру. Слова написал поэт Николай Добронравов. Песня стала хитом.

Одной из самых знаменитых песен Толкуновой стала «Если б не было войны». Её написали композитор Марк Минков и поэт Игорь Шаферан. Совместная работа над композицией шла тяжело. Толкунова вспоминала: «Нужно было сделать не просто песню, а песню спектакль». С исполнительницей работал режиссер. Он помогал певице прочувствовать состояние лирической героини и поставил сценические движения. По просьбе Толкуновой в композиции добавили вставки с военным маршем. Певица рассказывала: «Я понимала, что я не дотягиваю, нет того музыкального образа, который бы соответствовал этой замечательной песне одинокого сердца женщины, которая осталась вдовой, не успев даже побыть женой. Полгода шла работа, пока внутри этой песни появились марши уходящих на войну солдат <...> Я чувствовала, что зал замирает, будучи охваченным этой темой».

В 1985 году Валентина Толкунова выпустила двойной альбом «Разговор с женщиной», в который вошли 22 песни.

В 1985 году дала ряд концертов в Афганистане и в том числе в городе Герат. Толкунова выступала в январе 1985 года с концертами не только в Герате, но и Кабуле, но фотографии к сожалению не сохранились. Только воспоминания очевидцев. Она выступала в Герате, в конце выступления зал стоя аплодировал ей.

Из воспоминаний:

В зале было прохладно, Толкунова куталась в белый пуховый платок. Едва я прослушал пару песен, как меня вызвали в штаб. Поставили задачу съездить в губернаторский сад и нарвать цветов для певицы. В саду на окраине города, соблюдая осторожность, мы нарвали десятка два белых роз и привезли в клуб, где всё ещё шёл концерт

В 1986 году на сцене концертного зала «Россия» состоялась премьера драматической оперы «Русские женщины», написанной специально для Толкуновой композитором Ильёй Катаевым по мотивам поэмы Николая Некрасова, стихов Александра Пушкина и Алексея Кольцова. Созданные артисткой четыре образа отразили разнообразные характеры русских женщин и раскрыли её драматический талант. В 1990 году Валентина Толкунова записала оперу «Русские женщины» на радио.

В 1986 году Толкунова снялась в музыкальном фильме-фантазии «Верю в радугу» режиссёра Виталия Фетисова.

Участие в авторском вечере Евгения Птичкина в Колонном зале Дома Союзов 19 января 1986 года с песней "Сон-трава".

В 1987 году Толкунова становится художественным руководителем созданного ею Московского театра музыкальной драмы и песни.

В мае 1988 года на радио была записана музыкально-литературная композиция «Черёмуха» (музыка Вячеслава Ветрова, стихи Ольги Фокиной).

В 1989 году на телевидении состоялась премьера вокального цикла «Ожидание» (музыка Владислава Успенского, стихи Роберта Рождественского, режиссёр Ирина Тайманова), позднее на сцене концертного зала «Россия» моноопера получила своё сценическое воплощение с привлечением балета театра. Впервые со сцены Валентина Толкунова не только пела, но и читала стихи.

В 1990-х годах в репертуаре Толкуновой появились новые песни гражданского звучания: «Россия — Родина моя» В. Мурадели, «Россиянка» А. Пахмутовой, «Русская деревня» С. Касторского, «Потерянный рай» В. Трофимова, «Прости меня, Россия» В. Вовченко, «Первый парень на деревне» О. Фельцмана, «Да будет жизнь» В. Ветрова, «Господа-мужики» Я. Табачника и многие другие.

В 2002 году был выпущен авторский альбом композитора и поэта Василия Попова «Мой придуманный мужчина», в который вошли 11 новых песен. После этого Валентина Толкунова и Василий Попов стали лауреатами Международного благотворительного фонда «Русская культура»: певица — за сохранение традиций русской песенной культуры в музыкальном альбоме «Мой придуманный мужчина», композитор — за результативную популяризацию в западной музыкальной культуре современной русской песенной поэтики и мелодизма.

Новый этап в творчестве — духовные песни. Это песни на стихи Надежды Дерзновенко («Ангел мой», «Рождественская ночь»), «Спаси и сохрани» Евгения Крылатова, «Молитва» Александра Морозова на стихи Николая Рубцова, песни Владимира Вовченко, Виктора Петрова, автора и исполнительницы духовных песен Светланы Копыловой.

Театром музыкальной драмы и песни под руководством Валентины Толкуновой были поставлены музыкальные спектакли и программы: «Не оставляй меня, любовь» (1992), «Я росинка твоя, россиянка» (1995), «Новая весна Валентины Толкуновой» (1997), «России нежная душа» (2006), «Как быть счастливой» на стихи Карины Филипповой (2009), «Я сегодня обеты молчанья нарушу» (2010).

Около 70 песен спето Толкуновой специально для детей, в том числе «Спят усталые игрушки» из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» и «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино». В 2006 году певица выпустила 2 компакт-диска для детей «Вам, мои носики-курносики» и «На Горизонтских островах».

В марте 2010 года, находясь в Боткинской больнице, Валентина Толкунова готовила новую сольную программу ко Дню Победы. В этом году она записала свою последнюю песню — «Весенний май» Виктора Петрова.

С 1973 по 2005 год Толкунова — постоянная участница телевизионного фестиваля «Песня года». 25 раз артистка участвовала в финальных выпусках передачи. 57 песен в её исполнении прозвучало в выпусках Фестиваля, из них 27 стали лауреатами. На фестивале «Песня-1998» ей был вручён приз имени Клавдии Шульженко.

За 44 года творческой деятельности Валентиной Толкуновой было исполнено более 800 песен, в том числе на её музыку: «Моя подруга — моя Москва», «Ангел мой», «Марьюшка», «Спешите делать добрые дела», «Уходя, ничего не берите из прошлого» (совместно с Василием Поповым).

С успехом певица гастролировала в Финляндии, Японии, Индии, Германии, Люксембурге, США, Канаде, Греции, Австралии, Вьетнаме, Сингапуре, Израиле.

Валентина Толкунова пела для ветеранов ВОВ, в госпиталях для солдат, раненных в Афганистане и Чечне, в женских колониях, принимала участие в благотворительных концертах для многодетных и малообеспеченных семей. Она содействовала восстановлению креста на одном из храмов Задонского монастыря в Липецкой области. Шефствовала над Кадетским корпусом Министерства юстиции в Москве и Кадетским корпусом УВД города Перми, помогала подмосковному детскому дому, являлась членом правления Фонда мира Москвы и членом правления ЦДРИ, членом учредительного совета и членом правления Центра народной помощи «Благовест».

***Poleena***
28-07-2020, 11:48
К бабушке с дедушкой в детстве приезжала , они ставили пластинки с этими певицами на радиоле , реальная ностальгия по детству... Великанова, Миансарова, ведищева, Герман , потом и Ротару с пугачевой)

иноплонетянин
30-07-2020, 02:45

иноплонетянин
30-07-2020, 03:17

AVTO-REAL
06-08-2020, 08:04