Глава II. Краткое смертеописание Али ибн Абу Талиба и оформление раскола уммы
Тем временем, та часть повстанцев, что находилась в Мекке, под видом торгового каравана переместилась в Басру – мусульманскую твердыню на юге Ирака. Здесь они взяли штурмом крепость и открыто объявили о начале восстания. Али с войском немедленно выступил на Басру. В декабре 656 года повстанцы были разгромлены, их лидеры казнены, а Аиша заключена в плен. Для дальнейшего оказания сопротивления Муавии и поддержания порядка в государстве Али перенес свою столицу в иракский город Куфа. Вскоре Халиф начал свое наступление на владения непокорного наместника. После череды небольших битв армии столкнулись в решающей Сиффинской битве на берегу Евфрата в июле 657 года. Девять дней длилось кровопролитие, в вихре которого можно было увидеть, как сыновья без жалости убивают своих отцов, а братья рубят головы друг другу. Вскоре войска Али начали выигрывать. Победа осталась бы за ними, но в последний момент коварный Муавия приказал своим воинам прикрепить свитки с цитатами из Священного Корана к своим копьям, что символизировало собой отказ от дальнейшего сражения и призыв к переговорам. Али долго держал совет со своими визирями, которые посоветовали ему установить справедливость при помощи третейского суда, то есть, послать независимых судей от обеих сторон конфликта и принять устраивающее всех решение. Ошибкой Али было послать со своей стороны Амра ибн аль-Аса, находившегося в тайном сговоре с Муавией.
https://cs12.pikabu.ru/post_img/2021...130823983.webp
Зеленый — земли, подконтрольные Али ибн Абу Талибу, красный — Муавии ибн Абу Суфьяну, синий - Амру ибн аль-Асу.
Переговоры затянулись и ни к чему не привели: каждый остался при своих владениях, Муавия отступил с остатками войска в Дамаск, а Али в Куфу. Решение пойти на третейский суд обрушило авторитет Али в глазах его подданных, ибо они посчитали, что тем самым он не признает сакральность своего права на правление Халифатом, врученного ему самим Мухаммедом. В результате 12 тысяч человек из войска Али откололись от него и присягнули на верность Абдаллаху ибн Вахбу ар-Расиби. Эти воины составили первую в истории ислама секту – хариджиты, что переводится как «покинувшие». Они выступали как против Муавии, так и против Али. Хариджиты ратовали за независимые выборы нового Халифа по заветам Пророка. Летом 658 года они были наголову разбиты верными Али войсками в Нахраванской битве. Лишь девятерым хариджитам удалось выжить и бежать с поля боя. Тем же летом Амр ибн аль-Ас, представлявший Али на третейском суде, окончательно перешел на сторону Муавии и захватил от его имени Египет, убив наместника Али в этой провинции - Мухаммеда ибн Абу Бакра (сын первого халифа и истинный убийца Усмана). Через год, в июле 659 года, в Иерусалиме Муавия объявил себя единственным законным Халифом.
https://cs14.pikabu.ru/post_img/2021...617044383.webp
Муавия ибн Абу Суфьян.
Трое из выживших в Нахраванской битве хариджитов решили покончить с распрей, разом уничтожив всех виновников гражданской войны: Али, Муавию и Амра аль-Аса. Убийства были назначены на начало 661 года и должны были произойти в одно и то же время: перед началом утренней молитвы, в один из наиболее значимых дней священного месяца Рамадан. После ночи, проведенной в молитве, Халиф Али ибн Абу Талиб пришел в главную мечеть города Куфы, чтобы продолжить прославление Аллаха в окружении своего народа. Но вдруг, из толпы вылетел отравленный нож, и Али рухнул на пол. Через два дня последний Праведный Халиф отправился на встречу с Пророком в райские кущи. Его убийца был сразу же казнен. Однако два других покушения хариджитов обернулись неудачей: Муавия получил лишь легкое ранение, а вместо Амра аль-Аса был убит другой человек.
Власть в Куфе взял в свои руки сын Али - Хасан. В короткие сроки ему удалось собрать вокруг себя большую армию, но благодаря стараниям Муавии, войско взбунтовалось против Хасана. После поражения верных ему частей, раненый Хасан бежал. Он посчитал дальнейшее сопротивление безнадежным и официально признал Халифом Муавию при условии, что после его смерти власть над Халифатом перейдет к Хасану, и далее будет оставаться у потомков Али. Муавия принял это предложение, и обеспечил Хасану с его младшим братом Хусейном безопасный проезд в Медину, где выделил им денежное попечение. Хасан ибн Али, внук Пророка Мухаммеда, умер своей смертью в 669 году, и сторонников потомков Пророка возглавил Хусейен. В сущности, эти общинники и есть первые шииты. В 680 году Муавия умер, перед смертью завещав Халифат своему сыну Язиду I, вопреки договоренности передать власть потомкам Мухаммеда. Тогда Хусейн повел войска шиитов на север, чтобы встать во главе всех мусульман и восстановить права на правление, данные самим Пророком. Однако Хусейн был убит в битве при Кербеле войсками Язида. Таким образом, Омейядская династия окончательно укрепилась у власти и превратила Халифат в потомственную деспотию восточного типа, а шииты ушли в тень.
Собственно говоря, понятие «шиит» переводится с арабского как «сторонник». Правда вот сторонниками чего являются его носители, наименование умалчивает. А выступают они за то, что главой мусульман может быть лишь потомок Али ибн Абу Талиба и его жены Фатимы, дочери Пророка. Сунниты же считают, что правителя мусульман можно избрать, а можно и не избрать, а передавать власть по наследству в достойной семье. Шииты считают, что таким образом сунниты опошлили титул Халифа, поэтому они именуют своих лидеров и предполагаемых правителей всех мусульман Имамами – в переводе «стоящие впереди» (во время молитвы). В это же время сунниты раздают титул имама каждому встречному и поперечному выдающемуся толкователю Корана. Всего шиитских имамов было 12. Первые три: Али ибн Абу Талиб и его сыновья Хасан и Хусейн. Далее титул имама носили еще девять потомков Али. Некоторые из них занимались мирной богословской деятельностью и не претендовали на власть, другие возглавляли вооруженную борьбу против Халифов из Омейядской, а затем и Аббасидской династий. Двенадцатым шиитским имамом стал Мухаммед аль-Махди, родившийся в 874 году. После долгого пребывания на грешной земле он куда-то запропастился в 941 году. Шииты уверены, что Аллах скрыл его до поры до времени и что рано или поздно он вернется в качестве Мессии и будет вершить Страшный Суд над вероотступниками суннитами и не только. А до тех пор это красивый повод помахать саблей в сторону суннитов.
Таким образом, от вполне понятных требований возвести на престол Арабского Халифата старшего потомка Али ибн Абу Талиба шииты перешли к простому отрицанию власти Халифа. К шиитам стекались все недовольные его властью и сеяли интриги по всему Халифату. Когда оно само начало разваливаться, шииты стали возводить на престол побочных потомков Али и Фатимы или же самозванцев, называвших себя такими, в отдельных провинциях. Так, например, появился могущественный Фатимидский халифат, в X-XII веках контролировавший Северную Африку, Хиджаз и Палестину. Исторически сложилось, что главной шиитской страной стал Иран, где в 1502 году лидер шиитского ордена Сефеви Исмаил I захватил власть в Персии и принял титул шаха. На протяжении всего XVI века Персия вела войны с Османской империей, султан которой, Сулейман Кануни, принял титул Халифа в 1538 году. Ныне государствами с преобладающим шиитским населением являются Иран, Азербайджан, Ирак и Ливан. Значительное число шиитов проживает также в Сирии, Йемене, Афганистане и восточных регионах Турции.