PDA

Просмотр полной версии : Изучение Библии


Alenzvarts7
13-12-2025, 22:12
++++++++++++++++++++

































Глава 12
14 декабря – 20 декабря

Урок 12. Бог верен





















































+++++++++++++++++++

Alenzvarts7
13-12-2025, 22:15
Основной отрывок
Нав.21:43–45; 23.

Дополнительные стихи
Втор.6:5; 2Тим.2:11–13; Откр.14:10,19.

Памятный стих
«Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (Нав.21:45).

Один из известных государственных деятелей XX века, президент Джон Кеннеди, обращаясь к согражданам после своей победы на выборах в 1961 году, призвал их сосредоточиться на своих обязанностях, а не на своих привилегиях. Он сказал: «С чистой совестью, нашим единственным несомненным вознаграждением после окончательного суда истории над нашими поступками, пойдем вперед, направляя любимую страну, прося Его благословения и Его помощи, но зная, что здесь, на земле, дело Божье поистине должно быть нашим делом».

Когда Иисус Навин, стареющий руководитель израильтян, почувствовал, что приближается конец его жизни, он решил обратиться к руководителям народа и израильтянам (Нав.23 и 24). Глава 23 больше сосредотачивается на будущем и на том, как поклоняться Богу, и только Ему. Глава 24 напоминает о верных деяниях Божьих в прошлом, чтобы укрепить народ в вере и убедить его, что только Яхве достоин поклонения.

В этом уроке мы рассмотрим первую речь Иисуса Навина. Он вспоминает победы Израиля и одновременно указывает путь к будущим успехам.

Alenzvarts7
13-12-2025, 22:16
Воскресенье. «Все сбылось»
Какой важный итог истории народа Божьего описывается в Нав.21:43–45?

Можете ли вы подобное сказать о своей жизни?

Поразмышляйте об обетованиях Бога и Его верности, описанных во 2Тим.2:11–13.

Эти стихи — кульминация книги и ее богословское краткое изложение. Они освещают одну из главных тем всей книги Иисуса Навина — Яхве верен завету, Он держит Свое слово и исполняет Свои клятвы. В этом коротком разделе кратко изложено все содержание книги на данный момент. В Нав.21:43 говорится о распределении и заселении земли (главы 13–21), в то время как Нав.21:44 говорит о победах, одержанных над врагами, и о контроле над землей (главы 1–12). Вся эта ретроспектива рассматривается через призму Божьей верности. Израильтяне всегда должны помнить, что их победы над врагами и земля как наследие возможны только благодаря верности Бога Своему слову.

Он отдал «всю землю» (Нав.21:43, здесь и далее в этом абзаце курсив автора), «всех врагов их предал… в руки их» (Нав.21:44) и «со всех сторон, как клялся» (Нав.21:44) «все сбылось» (Нав.21:45). Повторяющееся использование слова коль («все»), шесть раз в трех стихах (Нав.21:43–45), еще раз подчеркивает истину о том, что земля — это дар Яхве, а Израиль не может присвоить ее получение себе в заслугу. Именно Господь поклялся «дать» землю и «предал» их врагов в их руки. Весь успех Израиля следует приписывать исключительно Богу и Его надежности. Это в равной степени верно и в отношении нашего спасения: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес.2:8-9).

Павел также подчеркивал верность Бога, говоря: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим.2:11–13).

Как верность Бога в исполнении Его обетований укрепляет нашу уверенность в том, что ни одно из Его обещаний о будущем не останется невыполненным? (См. 1Кор.10:13; 2Кор.1:18–20.)

Alenzvarts7
13-12-2025, 22:19
Понедельник. Знак заботы
В заключение раздела (Нав.21:43–45) говорится о выполненном условии — послушании. Успех не должен восприниматься как должное; он всегда связан с выполнением Божьих указаний. Раздел земли, помимо того, что показывает верность Бога Израилю (Неем.9:8), открывает возможности для будущего развития, зависящего от действий Израиля. Сможет ли народ сохранить достигнутое?

Прочитайте вступительные слова речи Иисуса Навина (Нав.23:1–5). Какие основные моменты он подчеркивает?

Иисус Навин обращается к своей аудитории, состоящей из людей, которым предстоит выполнить миссию, возложенную на них Богом. Оратор подчеркивает, что он уже в преклонных годах. Он говорит, что завоевание земли стало возможным благодаря Господу, Который сражался за израильтян. Несмотря на то, что из-за неверности и неверия израильтянам пришлось воевать после исхода, они победили не благодаря своей военной мощи, а благодаря Божьей помощи.

Бог успокоил Израиля от его врагов, но есть некоторые народы, которые все еще нужно изгнать. Победа не является окончательной реальностью для Израиля, но всегда есть возможность получить помощь Бога, если проявлять доверие и верность.

Прочитайте Нав.23:10; Кол.2:15; 2Кор.10:3–5; Ефес.6:11–18. В чем параллели между завоеванием Ханаана израильтянами под предводительством Иисуса Навина и тем, как христиане могут жить победоносной духовной жизнью сегодня?

Победы израильтян нельзя было приписать их силе и стратегии. Точно так же духовная победа над грехом и искушением была одержана благодаря жертве и воскресению Иисуса Христа, но Божий народ сегодня постоянно должен полагаться на духовное всеоружие во Святом Духе, чтобы жить победоносной жизнью.

Нам дано множество чудесных обетований. Почему же мы все еще поддаемся греху?

Alenzvarts7
13-12-2025, 22:21
Вторник. Определенные границы
Используя те же слова, что и в начале книги (Нав.1:7, 8), Иисус Навин говорит, что задача Израиля не военная. Она духовная и связана с исполнением Божьей воли, открытой в Торе.

Как вы думаете, почему Иисус Навин занял такую жесткую позицию по вопросу отношений Израиля с окружающими народами? См. Нав.23:6–8,12-13.

Опасность, с которой сталкивается Израиль, заключается не в угрозе враждебности со стороны других народов, а в дружбе с ними. Их оружие может быть не столь значительным вызовом для Израиля, но их идеология и ценности могут оказаться более опасными, чем любая военная сила. Иисус Навин обращает внимание руководителей народа на важный факт: конфликт, в который они вступили, прежде всего, является духовным противостоянием. Поэтому Израиль должен сохранять свою самобытность.

Запрет произносить имя какого-либо бога, клясться им и служить ему или преклоняться перед ним связан с идолопоклонством. На древнем Ближнем Востоке имя бога или богини символизировало его/ее присутствие и силу. Обращение к чужеземным богам или упоминание их имен в повседневных приветствиях или при деловых сделках означало признание их власти и вело израильтян к обращению к их могуществу в трудную минуту (ср. с Суд.2:1–3, 11–13).

Смешанные браки с хананеями представляли опасность для духовной чистоты Израиля. Иисус Навин предостерегал израильтян не ради расовой или этнической чистоты, а чтобы избежать идолопоклонства, способного привести к духовному упадку. История Соломона ярко демонстрирует печальные последствия таких союзов (3Цар.3:1; 11:1–8). В Новом Завете христиан предупреждают о браках с неверующими (2Кор.6:14). Но если брак уже заключен, Павел советует не разводиться с неверующим супругом, а жить христианской жизнью, стремясь привести его к Господу (1Кор.7:12–16).

Предостережение Иисуса Навина поднимает важный вопрос о том, как христианам строить отношения с «миром». Как найти баланс между общением с обществом и сохранением своей духовной самобытности?

Alenzvarts7
13-12-2025, 22:23
Среда. Гнев Господень
Как нам следует истолковывать описания гнева Божьего и карающего правосудия в книге Иисуса Навина (Нав.23:15-16) и в других местах Писания?

Израиль уже испытал гнев Господень, странствуя по пустыне (Числ.11:33; 12:9), и в Земле обетованной (Нав.7:1). Люди осознавали последствия, когда нарушали завет. Эти стихи — кульминация жесткой риторики Иисуса Навина. Страшно слышать, что Господь уничтожит Израиль, поскольку то же слово ранее использовалось для хананеев. Так же верно, как исполнились обетования о благословении Израиля, исполнятся и проклятия, если израильтяне отвергнут завет (Лев.26; Втор.28). В свете лишения земли и истребления хананеев эти стихи еще раз показывают, что Яхве в конечном счете является Судьей всей земли. Он объявляет войну греху, где бы он ни находился. Израиль не освятился и не получил особых заслуг за участие в священной войне. То же произойдет и с языческими народами, когда они станут орудием суда над избранным народом.

Израилю дана свобода сделать выбор, чтобы славные достижения прошлого стали основой для того, чтобы с надеждой взирать в будущее.

На первый взгляд кажется, будто библейское учение о гневе Божьем несовместимо с утверждением, что Бог есть любовь (Иоан.3:16; 1Иоан.4:8). Однако именно в свете Божьего гнева библейское учение о любви Божьей становится еще более актуальным. Во-первых, Библия представляет Бога как любящего, долготерпеливого и готового прощать (Исх.34:6; Мих.7:18). Но в условиях греха гнев Господень — это Его святое и праведное отношение к злу. Его гнев никогда не бывает эмоциональным, мстительным, непредсказуемым чрезмерным откликом. Новый Завет учит, что Христос стал грехом ради нас (2Кор.5:21), и через Его смерть мы примирились с Богом (Рим.5:10). Кто верует в Него, тому не придется испить чашу гнева Божьего (Иоан.3:36; Ефес.2:3; 1Фес.1:10). Гнев Божий показывает Его как праведного Судью Вселенной и защитника справедливости (Пс.7:11; 49:6; 2Тим.4:8).

Alenzvarts7
13-12-2025, 22:26
Четверг. «Прилепитесь» к Богу
Единственный способ, которым Израиль сможет избежать искушения впасть в идолопоклонство и испытать гнев Божий, — это не постоянное напоминание о том, чего нельзя делать в рамках завета, а воспитание сознательной и последовательной преданности Господу. Тот же глагол «прилепляться» к Господу (см. Втор.4:4) также используется для описания брачного завета, заключаемого между женой и мужем (Быт.2:24), и верности Руфи Ноемини (Руф.1:14). Важно отметить, что, согласно оценке Иисуса Навина, такая верность характеризует Израиль как народ «до сего дня».

К сожалению, то же самое утверждение не будет справедливо для более поздних периодов истории Израиля, о чем с грустью свидетельствует книга Судей (Суд.2:2,7,11; Суд.3:7,12; Суд.4:1 и т.д.).

Иисус Навин призывает Израиль возлюбить Господа Бога своего (Нав.23:11; ср. со Втор.6:5). Любовь нельзя навязать. Как объяснить выражение «стараться любить»? Как воплотить этот призыв в жизни?

Для того чтобы Израиль мог постоянно наслаждаться благословениями завета, он должен оставаться верным Богу. На иврите это звучит так: «Будь очень бережен в любви ради своей души». Слово ахава́ («любовь») охватывает широкий спектр человеческих привязанностей: дружескую любовь, сексуальную близость, материнскую нежность, романтическую любовь и преданность Богу. Если мы воспринимаем любовь к Богу как осознанное обязательство и преданность, то ее можно предписывать, не теряя ее истинной природы (ср. с Иоан.13:34). Бог всегда хотел, чтобы послушание Его заповедям проистекало из личных отношений с Ним (Исх.19:4: «принес вас к Себе»; Втор.6:5; ср. с Матф.22:37), основанных на Его великой милости и любви, которую Он проявил к израильтянам.

Божественное повеление любить Бога раскрывает суть отношений между Богом и человеком. Бог желает установить близкие и личные отношения с каждым, кто отвечает на Его любовь. Его любовь ко всем людям безгранична и всеобъемлюща, и это становится основой для нашей добровольной и ответной любви.

Прочитайте Иоан.13:34, Иоан.15:17 и 1Иоан.3:11; сравните с Лев.19:18. Иисус дал Своим ученикам новую заповедь. В каком смысле она была новой и старой одновременно?

Alenzvarts7
13-12-2025, 22:28
Пятница. Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Эллен Уайт «Патриархи и пророки» главу «Последние слова Иисуса Навина» (с.521, 522). «Сатана многих обманывает правдоподобной теорией, будто любовь Божья к Его народу столь велика, что Он простит им всякий грех; он утверждает, что грозное Божье Слово, хотя и играет определенную роль в Его духовном правлении, никогда не исполнится буквально. Однако с сотворенными Им существами Бог обращается, руководствуясь принципами праведности, показывая грех в Его истинном свете, а также то, что он непременно ведет к страданию и смерти. Безусловного прощения грехов никогда не было и не будет. Такое прощение свидетельствовало бы о попрании принципов праведности, лежащих в самой основе правления Божьего. Это наполнило бы непавшую Вселенную оцепенением. Бог верно указывал на последствия греха, и если эти предостережения ложны, то как мы можем верить, что исполнятся Его обетования? Такая „милость“, устраняющая справедливость, есть не милость, но слабость.

Бог дарует жизнь. От начала все Его законы направляли к праведной жизни. Но грех разрушил установленный Богом порядок и внес хаос. До тех пор пока будет существовать грех, страдания и смерть неизбежны. И только благодаря тому, что Искупитель ради нас взял на Себя проклятие греха, у человека есть надежда избежать ужасных последствий греха» (Уайт Э. Патриархи и пророки. с. 522).

Вопросы для обсуждения
Вспомните моменты, когда Бог проявлял верность в вашей жизни. Можете ли вы назвать их? Как вы отвечаете, когда ситуация складывается не так, как вы ожидали или молились, или когда Бог не отвечает на ваши молитвы?

Обсудите библейское учение о гневе Божьем. Как бы вы рассказали о гневе Господнем как о части Благой вести?

Какие принципы в отношении общения с неверующими вы можете извлечь из урока этой недели? Как сохранить равновесие при установлении четких границ, основанных на ваших убеждениях и практиках, и взаимодействии с людьми, чтобы служить им и заботиться об их благополучии?