Просмотр полной версии : Мини Шаттл
http://images.farit.ru/tech/clipper/cliper1.jpghttp://images.farit.ru/tech/clipper/cliper.jpg
Пока шаттл NASA стоит на приколе из-за проблем с безопасностью, и остаются без ответа вопросы о его преемнике - Crew Exploration Vehicle (CEV), который не будет готов к полётам раньше 2012 года; Европейское Космическое Агенство (ЕКА) подумывает о возможности купить собственную путёвку в космос. ЕКА планирует запросить 60 миллионов долларов у входящих в него государств, чтобы помочь России подготовить её новый многоразовый космический корабль "Клипер" для беспилотного тестового полёта к 2011 году и пилотируемого полёта к 2012 году.
Шестиместный "Клипер" спроектирован для замены российского трёхместного корабля "Союз", который находится на службе с 1960-х годов, и который сейчас остаётся единственным надёжным транспортом на Международную космическую станцию. Легче шаттла NASA и более мощный чем "Союз", "Клипер" будет больше чем просто такси до космической станции. Представитель ЕКА Мануэль Валлс заявляет: "Он может летать на Луну".
Российское Федеральное Космическое Агенство показало полноразмерный прототип корабля на авиасалоне МАКС в августе. Если всё пойдёт хорошо, особенно если ЕКА добавит денег, разработка дизайна может начаться уже в 2006 году.
Выход в космос
13-тонный "Клипер" почти вдвое превышает массу "Союза", и поэтому требует более мощную ракету-носитель. Российские инженеры рассматривают несколько вариантов, включая украинский "Зенит" и российскую ракету "Онега", которую ещё надо спроектировать, и которая по существу является усиленной версией "Союза".
Кабина пилотов
7-метровая кабина и модуль повторного использования может вместить шесть членов экипажа (двух пилотов и четырёх других космонавтов или туристов) плюс полтонны груза – более чем в 10 раз больше чем "Союз".
Тепловой экран
Оболочка космического корабля состоит из теплозащитных керамических панелей, способных выстоять несколько полётов до замены.
Жилое помещение
4-метровый отделяемый жилой модуль содержит системы жизнеобеспечения, включая туалет, а также стыковочный узел для Международной космической станции.
Двигатели системы управления
Аппаратный модуль содержит ракетные двигатели для отделения "Клипера" от ракеты-носителя и маневрирования кораблём. Он также содержит электрические системы, которые снабжаются энергией от раздвигающихся солнечных батарей. И аппаратный, и жилой модули могут отделяться и заменяться перед повторным полётом.
Два варианта посадки
Небольшие крылья позволяют пилоту управлять кораблём во время спуска и осуществлять контролируемую посадку на дорожку аэропорта. В аварийной ситуации парашюты будут гарантировать безопасную посадку "Клипера" на равнины в центре России.
ИМХО, сумма весьма маловата. Надо бы с них хотя бы раз в десять больше выжать.
admin в своем тексте дал только предложение РКК «Энергия».
Если смотреть в целом, то ситуация вокруг проекта «Клипер» очень интересная. РКК «Энергия» решило завлечь европейцев, создав мощную пиар-компанию. Независимость от США, национальная гордость и все это за смешную цену $360 млн. (В качестве примера – разработка, изготовление и запуск в серию ВАЗовской десятки обошлось в $2,4 млрд). Европейцы не совсем дураки и хоть и подписали протоколы о намерениях, но денег пока не дают (на 2006г.). Тогда РКК «Энергия» обратилась в нашу ФКА за деньгами.
…Начали появляться более реальные оценки стоимости пректа – около $2 млрд.
Слава богу у нас есть законодательство, по которому бюджетные деньги должны распределяться на конкурсной основе. И оказалось, что у нас в стране есть не только РКК с мощными лоббистами, но и другие компании: НПО «Молния» и Центр им. Хруничева. В то время, когда «Энергия» раздавала обещания, эти два участника в борьбе за гос/заказ подошли к делу серьезно.
И оказалось, что если рассматривать всех участников, то у «Хруничева» самый дешевый и наиболее готовый проект, а у «Молнии» – наиболее перспективный. Да и оценки стоимости проектов они дали реальные.
PS: если интересно, продолжу.
NovaHudonoser
01-06-2006, 12:44
2Arcane
Очень интересно ты только источники пиши.А то как то не серьезно.
ОК.
Источник "Популярная механика" №6 2006 г.
Ну что, сами прочитаете или изложить вкратце различия проектов?
изложите. Любопытно будет послушать.
Приятно, что есть интерсующиеся.
Итак, проекты:
РКК Энергия
Клипер от Энергии уже изложен admin. Если по сравнению с Союзом это шаг вперед, то по сравнению с шаттлами или Бураном -откат назад, как по доставке грузов на орбиту и их возврату, так и по сборке и обслуживанию орбитальных комплексов. Для вывода Клипера они предложили использовать еще не существующую ракету-носитель «Онега». Потом стали примерять существующий Зенит-2SLБ, при этом возникла необходимость уменьшения массы Клипера на 1,5 т. После этого Энергия объявляет, что у них есть другой проект, еще лучше Клипера. В-общем непонятно, что у них есть, в какие сроки, и за какие деньги.
Центр им. Хруничева
Свой проект Клипер они разработали на базе возвращаемых аппаратов транспортного корабля снабжения (ВА, изделие 11Ф74), многократно летавшими в космос. Он представляет собой почти в два раза увеличенный 11Ф74, однако внутри это совершенно новый многоместный пилотируемый корабль, отвечающий перспективным требованиям. В качестве ракеты-носителя м.б. использована либо РН Ангара-АЗП, либо РН Протон. Предложение Хруничева имеет самые низкий степень технического риска и стоимость разработки.
НПО Молния
Клипер от Молнии – являет собой реинкарнацию незаконченного проекта МАКС (многоцелевой авиационно-космической системы), начало которой мы знаем по Бурану. Орбитальный самолет Клипер должен стартовать со спины самолета-носителя АН-225 Мрия на высоте 8-10 км. Одноразовый элемент такой системы – только сбрасываемый после выработки топлива внешний топливный бак.
НО!!! Если у Энергии и Хруничева помимо служебно-агрегатных отсеков самих кораблей-носителей одноразовыми являются ракеты-носители, а корабли допускают 20-25 циклов использования, то АН-225 рассчитан на 800(!) запусков, а орбитальный самолет на 100(!) полетов.
…Короче, клипер от Молнии – это средство индустриализации ближнего космоса. Практически все задачи, решаемые проектами конкурентов, ОС Молнии решает либо проще, либо эффективнее. За исключением полета на луну или на Марс – там шасси и крылья вряд ли понадобятся. А мобильный воздушный старт – экономия на аренде того же Байконура, причем можно производить запуск с экватора. И самое главное, стоимость вывода одного кг полезного груза в космос $1200-1600. Цена проекта в пределах $1,5-1,6 млрд.
PS: Я целиком и полностью солидарен с автором статьи Вадимом Лукашевичем в том, что конкурс по выбору из этих проектов обязательно должен быть настоящим. Должна быть борьба идей, технических решений, в результате которой и определился бы облик российского пилотируемого корабля. И тогда у России появится шанс заявить о себе, как о мировой державе с перспективным будущим.
2admin
С каких это пор словосочетание "российский пилотируемый корабль" нельзя употреблять в родительном падеже?!!
А как же космические туристы? С них российские космические начальники берут всего по 20 миллионов, и говорят, что это пополняет их бюджет.
Как стать космическим туристом
В свете этой статьи, ИМХО, проект Клипер от Молнии с себестоимостью полета человека со средней массой в районе $110 тыс (стоимость квартиры) будут всячески проваливать.
По поводу суммы:
Отлаженные технологии и отработанные конструкции не требуют особых капиталовложений, просто изготавливай их и все, но вот сделать что-то новое - с одними расчетами и разработкой конструкции умучаешься, а еще надо сделать опытный образец, испытать, перерасчитать, заново сделать, испытать... и так много-много раз, да еще попутно придется разработать экспериментальные установки, методики, так что $60 млн здесь погоды не сделают.
С другой стороны, летать сейчас так и так надо, а тут еще и по $20 млн дают из которых себестоимость тур/поездки :) , наверное менее 1%. Конечно пополняет. Только вот по новым разработкам на них не разгуляешься. Главное, что они свое дело делают - позволяют сохранить квалифицированные кадры.
Мне вот интересно. Пишут про китайцев, что они слизали свой космический корабль с "Союза". Значит, или купили чертежи, или, что скорее всего, к ним переехали русские инженеры.
Сейчас весь мир вкладывается в Китай. Изобрёл что-нибудь новое, тыкнулся туда-сюда, никто не берёт. А китайцы трудятся как пчёлы, за небольшие деньги могут всё что угодно воплотить в жизнь.
Когда ещё русские сотворят новый космический корабль. У китайцев же всё на мази.
А 20 миллионов за полёт - это ведь от соотношения спроса/предложения. Сейчас туристические полёты вообще заморозили.
Но уже ведь появилась Virgin Galactic, которая обещает дешёвые космические туристические поездки.
http://www.virgingalactic.com/ru/
Насколько я знаю, эти ребята предлагают, можно сказать, лишь "суррогат" космической тур/поездки. Полет происходит по гиперболе до высоты около 90 км и пребывание на самом верху занимает порядка нескольких минут. (читал где-то год назад, могу и ошибаться)
Но к Молнии у меня доверия больше - у них и наработки покруче, и занимаются космосом они дольше. Да и мозги у наших пошустрее работают, не избалованы, всегда ищут решение получше.
А вот с китайцами... Тут серьезный может появиться конкурент. Что "у них все на мази" не слышал. То что слизали, где-то мелькало, но одно дело передрать конструкцию, а другое - понять, почему она сделана именно так. И только тогда можно говорить о возможности дальнейшего развития. Хотя российские инженеры, работающие в такой области, 100% под подпиской о невыезде и о наших в Китае не верится, зато сами китайцы, надо отдать им должное, обладают способностью быстро учиться и много работать. Поэтому хотелось, чтобы тендер ФКА на финансирование проекта Клипера с 2006 по 2015 гг был использован на полную катушку. Потом может стать поздно.
PS: Удивляет отличие подхода в России и Китае к интеллектуальной собственнности. У них использование зарубежных разработок поставлено на поток, поощряется государством, у нас - запрещается, ставь только лицензию, фипс не то что зарубежные патенты перевести не хочет, российские изучить не дает.
В принципе хорошо, что заимствовали идеи. Плохо, что только в определенных областях. Насчет шефов: уже не совсем так, по крайней мере на жизнеспособных предприятиях. Рыночная экономика дает знать, плохо сделаешь - плохо покушаешь. Но и совковое прошлое еще крепко сидит. Середина на половину получается.
...
Подумал, а ведь под шефом здесь надо понимать тех кто у нас в гос-ве руководствует. А им то как раз по барабану, рынок у нас или не рынок. Как можно больше получить, как можно меньше сделать - их принцип. А париться с изобретениями - это ж надо работать. Да и как сами уже сказали, не у всех интеллекта хватит.
Вот посмотришь новости, такое впечатление, что у нас одни артисты живут. Нет у нас талантливых ученых, инженеров, препадователей, врачей ... - одни только певцы и музыканты. Это уже политика государства.
Хм... Отвлекся.
Про японцев: Если они такие умные, почему же до сих пор не запустили ни один космический корабль?:D
ЗЫ: что-то тема не пользуется популярностью, видать космос нынче не в почете. Вот думаю, забросить сюда еще какой-нить материальчик (например, американскую программу полета на Марс) или новую тему "Сделано в России" создать... или в спорт уйти (там сейчас ЧМ2006) начнется.
Да, а зачем правительству все эти инженеры и прочие технические работники? Все доходы идут от нефти, а про инженеров иногда только для галочки вспоминают.
У меня знакомый работал в Жуковском в авиаконструкторском бюро. Всё у них там еле шевелится, знакомый спился.
И если посмотреть, журналов технических совсем мало. Где былая популярность "Техники молодёжи", "Науки и жизни"?
В то же время азиаты заполонили все американские и европейские университеты. Учатся вовсю.
Японцы сейчас зашевелились, после того как в Корее создали ядерное оружие. До этого у них была политика военного нейтралитета. Это же не секрет, что большая часть космического бюджета идёт от военных, а не от каких-то туристов.
Выписал себе "Popular Science", буду временами интересные статьи переводить.
Не просветишь, если подписался на
www.popularmechanics.com, там за $12 что получаешь?
ИМХО, "Популярная механика" - лучший журнал для тех кто еще интересуется.
...
У нас тоже один мужик работает в АСУПе. Так он патент на технологию "BlueRay" на СD привода еще в 95 или раньше получил. Военные прикрыли под гриф, послали его в НИИ, который этим занимался. А там шли по другому пути, так что наш как приехал так и уехал. "Враги" ее внедрили, а у нас - "и нам не надо, и другим не дадим". Так бы глядишь "лимонером" стал бы.:)
Ну, за $12, наверно, получаешь 12 номеров + ещё какую-нибудь рекламу в придачу. Всё-таки в нём примерно половина статей в стиле DIY (Do it yourself). Я бы сказал, что самые интересные статьи есть на их сайте.
Я обычно хожу в книжный магазин почитать журналы. Там целые линия для журналов: и про машины, и для мужчин, и про компьютеры, и т.д. Некоторые аж по $10. Там стульчики и диваны стоят, детишки прямо на полу сидят с книжками. Жалко, я не в состоянии читать быстро на английском.
Увы, на вражеском только по картинкам.:)
Так что интересной информации буду только рад.