Взято с
www.computerra.ru. Старенькая статья.
"Сразу же хочу отметить, что данная статья не нацелена на отрицание или обоснование собственно существования Бога, святых, души и иных аналогичных явлений. Наука и религия отличны в самой основе, они оперируют совершенно различными понятиями, а потому научно аргументировать то, что вера в некое Сверхсущество – заблуждение, так же бессмысленно, как, взывая к чувствам, доказывать учёному истинность религии. Однако, на мой взгляд, настоящий учёный не может не понимать и не уважать веры, пусть даже не разделяя её, и, наоборот, достойный верующий будет достаточно мудр, чтобы с уважением относиться к взглядам атеиста. Однако перейдем непосредственно к содержанию статьи: независимо от того, возможно ли реальное явление людям неких "святых" существ, вполне вероятно, что аналогичные явления могут быть обусловлены и вполне органическими изменениями определённых структур головного мозга. Именно об этом свидетельствуют результаты, полученные группой учёных из Университета Калифорнии во главе с профессором Рамачандраном (Vilayanur Ramachandran).
На идею о возможности связи религиозных видений и анатомических особенностей головного мозга исследователей натолкнуло наблюдение за больными с необычным нервным расстройством, именуемым височнодолевая эпилепсия (temporal lobe epilepsy) – формой эпилептических припадков, очаги которых возникают в области височных долей больших полушарий. Необычность данной патологии в том, что у некоторой части пациентов нарушение вызывает яркие галлюцинации религиозной тематики.
В качестве иллюстрации исследователи приводят описание двух случаев. Один из них – с пациентом Руди Аффолтером (Rudi Affolter). По словам Руди, в 43 года он, не смотря на то, что является убеждённым атеистом, пережил яркое видение, в котором ему сообщалось, что он отправляется в ад. Пациент сообщает, что, согласно видению, он отправляется туда потому что не был верующим. Руди говорит, что при этом чувствовал себя достаточно подавленно, поскольку альтернатива неизбежности и вечного пребывания в преисподней была весьма неприятна.
Другой пример – пациентка Гвен Тигхе (Gwen Tighe). После рождения ребёнка стала утверждать, что привела на свет Иисуса. Оказалось, что она считала своего мужа, которому всё это было не совсем понятно, Иосифом, себя Марией, а своего маленького сына Чарли, как уже было сказано, маленьким Иисусом Христом.
Поскольку в обоих случаях пациенты страдали ранее упомянутым видом эпилепсии, проф. Рамачандран вместе с коллегами выдвинули предположение относительно того, что височные доли могут играть ключевую роль в формировании видений религиозного характера.
Для экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы учёные провели серию опытов. Исследуемым двум группам, одна из которых состояла из больных височнодолевой эпилепсией, а другая – из нормальных людей, предъявляли серию изображений различной тематики. При этом измерялись изменения электропроводимости кожи, иначе говоря, потливости, вероятно, подобно тому, как это делается на детекторах лжи.
В результате проведённых опытов были получены весьма любопытные данные. Оказалось, что у подопытных с патологией височной доли наблюдались отчетливые скачки электропроводимости кожи при виде любых изображений религиозного характера. По словам проф. Рамачандрана: "По нашим предположениям, височные доли головного мозга могут содержать определённые нейронные комплексы, которые выборочно активируются при обработке информации религиозного характера. Это может означать, что различия в структуре этих нейронных сетей могут объяснять особые склонности некоторых индивидов к религиозности". Вероятно, нарушения нервной деятельности, в частности внезапные всплески нейронной активности в области височных долей при эпилептических приступах или подобных состояниях, могут стать причиной наблюдавшихся галлюцинаций.
В связи со сказанным очень любопытны данные невролога Грегори Холмса (Gregory Holmes), в своё время обследовавшего Эллен Уайт (Ellen G. White), основательницу движения Адвентистов седьмого дня. Не смотря на то, что неоднократно обещанные "пришествия" так и не сбылись, сегодня это движение остаётся довольно популярным и насчитывает более 12 млн. членов в различных странах мира. Госпожа Эллен – личность весьма неоднозначная, а её видения играли ключевую роль в формировании движения и привлечении новых членов. Ряд особенностей её видений, в частности, их порой невероятное соответствие тому, что было необходимо доказать госпоже Уайт, в своё время дали повод некоторым специалистам утверждать, что никаких явлений святых пророку адвентистов нет, и что якобы видения – лишь выдумка истерической натуры Уайт. Однако в свете последних исследований проф. Рамачандрана природа видений Эллен Уайт может быть разъяснена и с иной точки зрения.
По данным Грегори Холмса, в возрасте 9 лет Эллен перенесла серьёзную травму головы, из-за которой провела в постели несколько недель в полусознательном состоянии и в последствии была вынуждена оставить школу. После инцидента характер Уайт основательно изменился – она стала высокоморальной и религиозной. И, что особенно важно, с этого периода у неё начинаются и видения религиозного характера. Холмс убежден, что травма стала причиной развития у Эллен височнодолевой эпилепсии. Таким образом, полагает исследователь, её видения могут быть прямым проявлением приступов эпилептического характера.
Адвентисты такое объяснение, ясное дело, яро отвергают. Их представитель др. Дэниел Джаян (Daniel Giang), невролог, утверждает, что период от травмы до появления видений слишком долгий, чтобы они могли быть связаны причинно-наследственной связью. Также он утверждает, что длительность обычных припадков, обычно составляющая до 15 минут, намного меньше видений Уайт, которые иногда длились до 3 часов.
В связи с исследованиями Рамачандрана также возникает вопрос, не могла ли височнодолевая эпилепсия присутствовать у каких-либо исторических личностей, сыгравших роль в становлении религии. Так, некоторые как наиболее "перспективных" в этом плане рассматривают Св. Павла и Моисея.
Учёные полагают, что явления, наблюдаемые у больных височнодолевой эпилепсией, могут быть лишь "гипертрофированным" проявлением процессов, происходящих в голове каждого из нас. А проведенные исследования свидетельствуют о том, что височные доли, вероятно, могут играть ключевую роль в формировании психических процессов религиозного и иного паранормального характера.
Так что же такое божественные видения: откровения свыше или проявление болезни головного мозга?" (с)