Прачечная в супермаркете
Пользуетесь терминалом для экспресс-оплаты? Возможно, вы стали невольным участником популярной схемы по обналичиванию
Московский предприниматель, назовем его Алексей, год назад купил за 92 000 рублей платежный терминал системы Auto-Pay, предназначенный для оплаты сотовой связи, интернета и других услуг. Он установил его в небольшом магазине. Терминал собирал до 30 000рублей в день наличными, а фирма Алексея получала с этой суммы комиссионные (3,5% от плательщиков и 1,5–3% от Auto-Pay). Однако вскоре бизнесмен понял, что можно зарабатывать еще больше. Как? «Продавать наличные из терминала тем, кому нужен черный нал», — рассказывает он корреспонденту Forbes. Доходность таких операций — 4–6%, притом что речь пошла совсем уже о других суммах.
Чтобы понять эту схему, нужно знать, как работает типичный платежный терминал. Владелец такого аппарата (любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) переводит на свой счет в платежной системе гарантийный взнос, что-то вроде страхового депозита. Когда клиент опускает в терминал купюры, деньги из гарантийного взноса списываются в адрес провайдера услуг (например, сотового оператора). Наличные, загруженные в аппарат, можно опять положить на страховой депозит в платежной системе, можно потратить, а можно — как вы уже поняли — за определенную плату обменять на безналичные деньги, которые заказчик услуги бросит на ваш счет по фиктивному договору.
Индустрия приема платежей сильно выросла за последние годы. Дневной оборот одного терминала в крупном торговом центре может достигать 100 000 рублей, а всего в России, по разным оценкам, установлено до 100 000 таких устройств. В первом полугодии 2007 года только через терминалы ОСМП («Объединенной системы моментальных платежей») было проведено платежей на $1,45 млрд. Другие крупные операторы на этом рынке — «КиберПлат», «Элекснет» и E-Port, чьим агентом является Auto-Pay.
Свои терминалы они могут продать кому угодно (исключение — «Элекснет», все его терминалы у него же в собственности). За кассовой дисциплиной агентов — владельцев терминалов — сети практически не следят. ОСМП, правда, в типовом соглашении указывает, что агент обязуется «не осуществлять посредством платежного сервиса… операции по легализации доходов, полученных преступным путем». Auto-Pay не требует даже этого. Неудивительно, что аппараты по приему платежей стали инструментом обналичивания.
Потребность в купюрах для выдачи «серых» зарплат, дачи взяток или финансирования криминальной деятельности не снижается. По оценке председателя Центробанка Сергея Игнатьева, годовой объем рынка неучтенной наличности — 1,5–2 трлн рублей. Получать наличные через банки становится все сложнее и дороже: Центробанк объявил обналичиванию настоящую войну (см. «Хроника борьбы») — кредитные организации массово лишаются лицензий. По оценкам Александра Кузнецова, замдиректора департамента Агентства по страхованию вкладов, около 30 банков из числа потерявших лицензию с 2004 года, выдали наличных примерно на 1 трлн рублей.
Но вернемся к платежным системам. Оказывается, использовать терминал для «обналички» можно, установив его даже не в магазине, а у себя в офисе или гараже. Зачем хлопоты с арендой угла в торговом зале, если можно многократно прогнать через аппарат тысячную купюру, накрутив нужную сумму? Эти фиктивные деньги (не больше суммы на счете в платежной системе) переводятся на электронные «кошельки» вроде «Яндекс.Деньги» или WebMoney. А наличные с электронного «кошелька» можно уже совершенно легально снять в банке (получателю нужно предъявить паспорт) либо через электронные биржи. Гендиректор «Яндекс.Деньги» Евгения Завалишина признает, что технически такой механизм возможен. «Обороты обменных бирж в сети растут, мы следим за эитм рынком, блокируем «серые» площадки, регулируем политику для наших наших официальных партнеров», — говорит она.
Куда смотрят надзорные органы? На бесконтрольность систем экспресс-оплаты и их агентов обратили внимание налоговики. В октябре прошлого года в городе Белая Холуница (Кировская область) налоговая служба, например, оштрафовала на 3000 рублей предпринимателя Владимира Черных, поставившего терминал в магазине. Причина? Устройство не было оборудовано контрольно-кассовой машиной и не выдавало фискального чека. (Их, кстати, не выдает ни одни терминал.) Черных пытался обжаловать штраф в суде, но безуспешно.
А Центробанк опубликовал в июне указание (вступит в силу в ноябре), обязывающее все коммерческие организации проводить платежи за связь и другие услуги «только в случае заключения договора с кредитной организацией», которая в свою очередь должна иметь договор с провайдером услуг. Принятые от физлиц наличные нужно будет вносить в кассу банка, с которым заключен договор. На практике это означает, что платежная система должна будет инкассировать все терминалы, включая агентские.
Чем это обернется? «С рынка уйдут недобросовестные игроки, и останутся крупные платежные системы, деятельность которых соответствует всем законодательным нормам», — говорит президент ОСМП Андрей Романенко.
А Юрий Кребс, Forbes, август 2007
http://polsky.livejournal.com/68029.html