а вот и его интервью...
Драго: «За культуру обидно!» Flashy 11.07.2007
http://www.hiphop.ru/images/stories/...o/drago_01.jpgЭксклюзивное интервью с одним из самых скандальных русских рэпперов
Новые релизы
- От твоего первого альбома «Русский Рэп в тылу врага» все ждали революции в русском рэпе...
- Как при появлении нового технологического стандарта - повышающего требования к системе вашего компьютера, заставляющего сменить видеоколлекцию на DVD, - в каждой хип-хоп-культуре (будь то немецкая, французская или американская) иногда появляется рэппер, поднимающий требования на новый уровень. Мой первый альбом был новаторством первого сорта, там были первые новомодные клубные песни с соответствующим продакшном ("Cтолько девушек", "Литрбол"), после чего потихоньку стали тянуться другие. На альбоме "Русский Рэп в Тылу Врага" впервые на "всесоюзном" релизе парень читал в дабл-тайме, то бишь с удвоенной скоростью ("Меня дома никто не любит"), также в альбоме впервые был чистой воды баттл-рэп ("Я хочу быть рэппером", Реальный хип-хоп", "Психи"), который затронул огромное количество хип-хоп-голов, и самое главное - техника рэпа: стихи, рифмы. Я делаю много вещей первым. Сколько людей после меня потянулись делать клубный рэп, но ещё больше - бэттл-рэп? Вот и снова - на "Непослушном Севере" мы впервые выпускаем несколько песен, записанных на минуса с тактом "3/4". Я уверен, что это опять же многие услышат и пойдут подражать, но это не есть плохо - учитесь на здоровье. То есть революция была, она произошла с хип-хоп-головами и их друзьями.
К сожалению, Васи, Пети и Маши, не имеющие музыкальной личности, которые принадлежат к так называемым "широким массам", не были затронуты моими песнями, причина этого очень проста - недостаток информации в регионах. Мне был обещан клип на всероссийском музыкальном телевидении, но по молодости и неопытности я не подписал контракт с выпускающим лейблом, положившись на "честное слово". К сожалению, честное слово было "честное" в кавычках. Так, после некоторого периода бачок обещаний слился воронкой безразличности, когда время потянуло за верёвочку слива. Директор выпускающего лейбла, Дайм, не сдержал данных обещаний, из-за чего я немного обиделся и расстроился, так как исходил из того, что у меня точно будет клип с ротацией. У меня даже до сих пор лежит сценарий на клип к одной из песен.
Но это в прошлом и сделало меня лишь сильнее. Со временем я узнавал "бизнес" всё глубже и понял, что и я сделал ошибку, переоценив весомость обещаний. В конце концов, после истории с клипом Амиры, думаю, даже самому бестолковому любителю русского рэпа стало ясно, что Дайм не продюсер, а директор тренажёрного зала, играющий в рэп-лейбл в качестве хобби. Да он и сам себя так видит, ибо это правда, а он не дурак. Не думайте, что это дисс или биф, Дайм - весёлый и бодрый парень, я о нём до сих пор хорошего мнения как о человеке.
http://www.hiphop.ru/images/stories/Rap/Drago/01.jpg- Чего ждать от альбома «Непослушный Север» и от твоего второго альбома?
- Стоит ожидать, что появится больше любителей моей музыки, а тем, кому нравилось моё творчество, оно станет нравиться ещё больше. Я далеко не дошёл до своих границ, с каждым днём набираюсь опыта, улучшаю способности, со временем появляются новые идеи и знания, как их воплотить.
От "Непослушного Севера" стоит ожидать альбом, содержащий наряду с русскоязычными треками немало немецких. Не стоит ожидать, что Naughty North это группа/тусовка/квартет и т.д. Naughty North это географическая местность, Непослушный Север, который ещё грязнее и непослушнее, чем "Грязный Юг". От "Н.С." стоит ожидать 22 песни, песни в стиле crunk, обилие песен с красивыми засэмплированными мелодиями. Не стоит ожидать тяжёлых песен, грузящих. Это не значит, что все песни плоские и легкомысленные, это не так. Но общее настроение это лето, море, пляж, корабли, солнечные очки, Крым, чайки, алкоголь, девушки, купальники, секс... Для зануд: дешёвых понтов про ролексы, которых нет, бэнтли и котлеты купюр не будет.
Вообще, диск "Naughty North" изначально грозился быть микстейпом и вобрать в себя бесчисленные треки моего напарника Бэби Чила. Он пишет много, быстро, но при этом очень хорошо. Обмозговав идею "Naughty North", я покопался в архивах и увидел, что у меня есть пара классных песен, которые ждут релиза, как, например, песня "Пацаны" на минус DJ Nik-1, записанная с Новым Союзом. Или проекты, которые лежат в "зимней спячке", дожидаясь повода, чтобы быть доведёнными до конца, например, отданный мне на ремикс трек Don Drew "Дворовая", из которого вышла песня Was Los "У Костра (Lagerfeuer)".
Самым же выхоженным проектом является мой любимый трек "Южный Ветер". Эту песню я хочу выпустить уже 3 года, 3 ГОДА!!! Каждый раз что-то не получалось или обламывалось. Например, припев был спет 4 девушками из 3 стран, пока я не остался доволен результатом одной украинки. Сам же трек построен на сэмпле, использованном ВиСтанцией в одноимённом треке. Ребята дали мне эту песню на ремикс. Как и в случае с "Чернилами", я постарался сделать конфетку из размытого и довольно абстрактного трека. Результат мне о-очень нравится, эта песня стала одним из моих самых любимых треков (и я хочу поделиться им с вами - в хорошем качестве и забесплатно). Разумеется, как с песней Дона Дрю, здесь я всё сделал с нуля по-новому. Песни схожи с оригиналом лишь использованными сэмплами и частями припева. Но не думайте, что я представляю публике старьё трёхлетней давности - написание текстов и доведение до ума происходило буквально за последний месяц!
То, что у нас в конце концов вышло, мне самому очень нравится. Спасибо и нашим друзьям, которые поучаствовали: Illo the Shit с Deluxe Records, Kaas с Optik Records и мой братишка Tua, совсем недавно подписанный на Deluxe Records.
- Твой сольный альбом и альбом «Непослушного Севера» можно назвать музыкой для масс? Или ты хочешь, чтобы тебя поняли в первую очередь рэпперы?
- Конечно, можно. На каждом из них присутствует как минимум три песни, которые при вложении достаточного количества финансов в раскрутку способны достичь популярности "Чёрного Бумера", при этом являясь не попсовым дерьмом, а настоящим хип-хопом.
Вообще, песня песне рознь, и глупо было бы делать весь альбом с 1000 матов и репрезентов андерграунда в каждой песне или весь альбом про "Я люблю тебя, ты любишь меня", да это было бы просто скучно. Поэтому можно не сомневаться, что поймут его и рэпперы. Даже так - в первую очередь рэпперы! Потому первым делом у меня акцент на высокотехничный рэп, который каждого разбирающегося в технике рэп-фэна заставит перемотать назад, чтобы переслушать заново рифму или завитки флоу и сказать: "Вау!". То же я должен отметить и по поводу моих ребят: Туа, Бэби Чил, Литл Локо, - они все стараются в первую очередь круто читать рэп и не рифмовать так, как будто в первый раз сели писать рэп, типа: "Спроси народ о том, кто лучший, они скажут моё имя; спроси об этом остальных, они ответят, что забыли" или "Я вырубил столько МС, что сбился со счёта; этот парт хоронит весь ваш ****ый русский рэп в два счёта".
http://www.hiphop.ru/images/stories/Rap/Drago/02.jpg- Назови хотя бы 3 причины, почему люди должны покупать твои новые релизы.
1 - Чтобы знать, на кого стоит равняться, чтобы знать, как читать по-настоящему круто.
2 - Я не сделанный, я оригинален. У меня свои некраденые, не слизанные фишки, интересные идеи.
3 - Я не вру.
- У тебя есть люди, которые помогают тебе во всех твоих начинаниях? У Драго есть свое комьюнити?
- Я живу в северной Германии, в плане русскоязычной рэп-комьюнити я нахожусь здесь в полном одиночестве. Хотя то же самое можно было бы сказать и о любой другой точке Германии: кроме меня и Стима русских рэпперов здесь нет, есть лишь пара-тройка студентов, играющих в рэп. Они "выпускают альбомы"... Да... Но это студенты или работники, которые, придя вечером домой после тяжёлого дня, сидя в интернете на каком-нибудь форуме и говоря на ужасной смеси из русского и немецкого языков, рифмуя "Раша" и "Маша", играют в рэпперов. Могут они чем-то помочь? Вряд ли. Поэтому весь творческий процесс происходит лишь в одной голове - моей. Но, думаю, у человека, называющего себя самым техничным русским рэппером, для всех "помогал" был бы один ответ: "Не учи отца еб*ться!".
Но комьюнити всё же есть. К сожалению, оно раскидано тут и там. Мне жаль, что мы до сих пор не смогли предоставить вам возможность объединиться, но я этого очень хочу и работаю над этим!
- Сейчас в русском рэпе есть два мира: реальный (концерты, диски, презентации) и виртуальный (форумы, порталы, интернет-лейблы). В каком мире ты себя комфортней чувствуешь?
- Оба важны и не могут заменить друг друга. К сожалению, это не все понимают и становятся посмешищем, начиная считать 15-20 интернетчиков из стран СНГ и Европы, поставивших себе одинаковую подпись в профиле портала, могучим всемирным синдикатом. Тогда как в реальной жизни они не представляют из себя ровным счетом ничего. Я уже давненько время от времени посмеиваюсь над одной группкой еврейской диаспоры в Америке и другими смехотворными организациями. Спасибо, что веселите, смех полезен для здоровья!
- Как ты считаешь, интернет способствует развитию хип-хопа или наоборот ведет к деградации культуры?
- Представьте себе Васю Петрова из Иркутской области... По ТВ, по радио хип-хопа ищи-свищи! Ну где ему узнать, какой туалетной бумагой пользуется Jay-Z или сколько пушек у 50 Cent'a? Шутка, но факт. Интернет охватывает все кусочки земного шара, даже самые отдалённые! Иначе как бы Крэки слетали выступить на Камчатку? Надеюсь, ответ на вопрос понятен.
- Творчество кого из рэпперов СНГ тебе близко по духу?
- Тимати (Шутка). Меня никто из рэпперов СНГ своим творчеством не вдохновляет (кроме как на написание бесчисленного количества дисов с астрономическим количеством мата), но если вы спросите, кто из рэпперов мне близок по духу, с кем я общаюсь и работаю - Новый Союз из Киева. Они же New Union. Классные пацаны, не быки, не мажоры, не бандюки, но и далеко не сопляки, именно реальные ребята, с которыми я чувствую себя в хорошей компании. Что касается творчества, я не слышал их самого нового материала (чёрт знает, может, там они ударились в раггу с элементами goa и death metal), но ещё совсем недавно они меня приятно удивили, очень хорошо вписавшись в нашу совместную песню "Пацаны" с Naughty North и зачитав на твёрдую четвёрку!
- Есть ли в русском рэпе кто-то, кто заставляет тебя плакать или смеяться? (если есть - назови)
- Почти все. Но это скорее горькая усмешка. Смешно из-за виггерства, из-за фэйкеров, которые кричат, что проспонсированные мамапапой фишки - их заслуга. Смешно из-за людей с некрутящимися колёсиками на цепях из нержавейки, из-за людей, кричащих что они "лучшие" и "№1", при этом не написав ни одной песни без того чтобы отлигалайзить несколько строк у того или минус у другого, смешно смотреть на Серёгу...
Но и немного обидно, знаете почему? Звучит глупо, но - за культуру...
- Если брать бифы в русском рэпе, то в этой сфере ты опытный мясник. Можешь поведать рецепт хорошего бифа?
- Говядине предпочитаю птицу - сочную грудку жареных цыпочек.
Весь этот хип-хоп...
- По интернету расползаются слухи о твоем бифе с КингРингом. Почему ты начал этот биф? Ведь еще недавно тебя и Стима все воспринимали как одну команду...
- Ах... "биф", "Кинг Ринг"... Всё, что происходит, касается лишь меня и Стима. Я как расскажу - смеяться будете.
Во-первых, я ничего не начинал, Драго не пишет диссы, лишь ответы! Во-вторых, я хочу отметить: то, что мы прервали общение, не связано с этим сборищем клоунов, это произошло до того, как Стим "добился всего, как настоящий мужик" (с) - провисел полгода на форуме спортивного частушечника, создавая темы о том, как он его любит. Но не в этом суть, а в том, что мы мирно перестали общаться, оставаясь нейтральными по отношению друг к другу. Спустя некоторое время я заметил, что эта нейтральность все-таки оказалась односторонней. Знакомые и незнакомые люди время от времени присылали ссылки и цитаты из интервью Стима и всяких постингов с интернет-порталов, где он не очень хорошо отзывался обо мне. Это не были послания матом или жёсткие отзывы, скорее безобидные вещи типа: "- Стим, ещё будут трэки с Драго? - А кто это?" или "Кто тебе сказал, что Лига сп*здил минус, это тебе Драго в ухо пёрднул?". На такое я смотрел с улыбкой, мне даже немного жалко Стима: его всегда сравнивают с его бывшим наставником, говорят, что его лучшие песни - совместки со мной (в чём я лично не могу с ними не согласиться, но это, конечно, дело вкуса) и прочие вещи такого рода. Кто-то иной и пожестче отреагировал бы.
Но и у самого мальца жёсткая реакция не заставила себя долго ждать: на одном из интернет-порталов Стим время от времени отмечался обидными комментариями под своей старой анонимной кличкой, известной мне ещё со времён нашего бурного общения. Слова, сказанные в мою сторону, содержали мат и носили жёсткий характер. Я не бросился сломя голову писать диссы на моего бывшего друга, но звонок Стиму также не принёс ничего утешающего. Первое время мне не верилось, что Стим не отличается от сотен интернет-задротов, анонимно "опускающих" других, но это явление распространено даже среди звёзд хип-хопа: я располагаю достоверной информацией, что немецкий рэппер Kool Savas имеет три анонимных никнейма на одном из крупных немецких рэп-порталов и усердно ими пользуется. Ну а поскольку Стим - его жалкая копия, всё указывало на то, что пришло очередное разочарование в близком (no homo) человеке.
Все эти эмоции искали вентиль и мне под руку попался фичер "Самый Замечательный" для нашего альбома Naughty North с бэттл-рэпперами Класом и Царём, в котором я посвятил несколько строчек Стиму, "излив душу". Также я должен немного просветить вас: песня "Самый Замечательный" не является диссом на Стима или его лейбл, дисс - это песня, полностью посвящённая "опусканию" одного оппонента. "Самый Замечательный" это просто песня. А "ответ Серёги на дисс Драго" вовсе не ответ, так как этот "ответ" существовал уже в феврале, понятно? Наш трек "Самый Замечательный" увидел свет позже.
Реакция Стима на нашу песню была очень смешной: когда какой-то безграмотный журналист спросил, слушал ли он дисс, Стим ответил, что это «попытка попиариться за счёт другого», а трек он «не слушал и слушать не собирается». Во-первых, я уверен, что Стим слушал трек, и не просто слушал, а слушал и дрожал, а потом его слушал весь Цирк Ринг и решал совместно, как стоит поступить, чтобы сделать наилучший пиар-ход. Во-вторых, как может Стим ругать кого-то за то, что он «пытается пиариться за счёт другого»? Весь его альбом, как и заглавный сингл в частности, построен на бесповодном гоне на известных людей.
И что же теперь, спросите вы? Вы думаете, мне это всё нравится? Нет, мне это совсем не нравится. Мне не нравится, что мой бывший хороший друг, с которым мы многое испытали и очень плотно общались (no homo), к которому я до последнего относился хорошо и радовался за него, оказался крысой, но... это путь, на который он ступил сам. Я потерял всякое уважение к нему как к пацану, а после того как послушал альбом - еще и как перед артистом. Но меломан и истинный знаток рэпа и не может назвать альбом, на котором отлигалайзили 2/3 музыки и 1/2 стихов у Америки и Германии, иначе как "шлак". А ответственных за музыку и рэп - бездарными фэйкерами.
- Как ты думаешь: чего не хватает русскому рэпу на данном этапе развития?
- Перспектив. Ведь на то, чтобы сделать стоящую вещь, вдохновляют перспективы. Сейчас "шмэперы" из андерграунда сразу сказали бы: "Аа, бабло типа важно? Нифига! Хайль искусство да культура!". В чём-то я с ними соглашусь, но мы говорим о стоящей вещи! Чтобы взять ручку и тетрадку, зарифмовать 2-3 слова а-ля "палка - селёдка" и записать их на наушники, не попадая в такт, достаточно желания выразить себя и порыва души. Но этого недостаточно, чтобы выдержать многолетнюю работу над собой, развитие способностей, скитания в поисках музы, минусов, лейбла, в поисках самого себя, выступления в деревнях перед 20 зрителями, которые в качестве благодарности с дубинками гонят выступающих прочь, за что выступающие разбирают по щепкам их деревенский вокзал... Для того чтобы зарядить молодёжь достаточным энтузиазмом, им надо увидеть перспективность этого.
Ведь не все настолько безбашенны, чтобы, как я, бросить школу, вид на хорошую работу, наплевать на всё. Но если талант и способности чего-то стоят и я добьюсь большого успеха, то я надеюсь, что послужу примером молодым и начинающим и привлеку новых и новых мальчишек и девчонок к этому замечательному стилю жизни и состоянию духа под названием "хип-хоп".
- Все знают, что ты неплохой битбоксер. Ты развиваешься в этом направлении, тренируешься?
- Да, я действительно не краснея могу сказать, что я неплохой битбоксер: участие в первом чемпионате Германии по битбоксу, титул "Вице-чемпион северной Германии по битбоксу" (смешно, но так написано на грамоте) и многолетнее подрывание небольших хип-хоп вечеринок фирменным способом - лишь начиная битбоксить под дверью заведения, притягивать к себе фристайлеров и постепенно переманивать публику изнутри наружу. Всё это не просто так. Но битбокс для меня по важности следует лишь после рэпа и создания музыки, а люди, занимающиеся исключительно им, это лига на порядок выше, даже если ты сам неплох. Поэтому я не провожу ежедневные многочасовые тренировки по битбоксу с надеждой занять где-то какие-то места, но продолжаю битбоксить, и это всегда будет частью меня и моего стиля.
Кстати, в России я познакомился (и побаттлился) с очень неплохим битбоксером Вахтангом, которому пообещал связаться с главным представителем немецкой ассоциации по битбоксу и выбить ту или иную фишку. Вахтанг, если ты читаешь это: я всё помню! Но я всё никак не могу до них дозвониться и дописаться.
- Если бы сегодня тебе предложили контракт с любым американским лейблом, какой бы ты выбрал?
- Тот, который сделал бы наилучшее предложение.
- Бит от какого продюсера (мирового и СНГ-шного) ты бы хотел заполучить на альбом?
- Я достаточно амбициозный продюсер, чтобы сказать: ни от какого! Кстати, на днях вышел дебютный альбом Illo the Shit (ex-Illo 77) из лагеря Samy Deluxe. Не удивляйтесь, если в списке продюсеров альбома найдёте знакомое имя.
- Рэп приносит тебе деньги или ты еще где-нибудь работаешь?
- Вообще-то считать чужие деньги и спрашивать о чужой зарплате некультурно, но поскольку мы здесь с вами так душевно болтаем, расскажу.
Я работал посудомойщиком, поваром, ди-джеем, вышибалой, охранником, но уже полтора-два года не обязан заниматься этим. Пусть я не чищу зубы Кристалом, не кушаю на завтрак ложками икру, заедая трюфелями, но могу сказать, что зарабатываю на жизнь рэпом.
- Есть ли у тебя любимые исполнители вне хип-хопа?
- Верка Сердючка!
Life is Life
- Из текстов первого альбома можно было понять, что ты ведешь активную ночную жизнь. Как тебе клубы Киля, как часто ты ходишь на пати?
- В двух из трех приличных клубов Киля я в чёрном списке с пожизненным запретом... Вы думаете, такие песни, как "Меня Дома Никто Не Любит", придумываются от задницы, японамать?!
- В какой области ты бы хотел установить новый рекорд для книги Гиннеса?
- В написании самого длинного интервью.
- Какой последний фильм тебя зацепил?
- Крепкий Орешек... 1! Шучу. "Халк" - я в нём играл. Без грима.
- Если бы завтра был твой последний день, как бы ты его провел?
- Я бы долго плакал, крича, что я ещё слишком молод, чтобы умирать.
-
Твои пожелания читателям HipHop.Ru.
- Как полагается, три желания, да?
1 - Скачайте всё, на что увидите ссылки в конце этого интервью.
2 - Купите мой альбом.
3 - Принесите мне пивка, холодненького!
Эксклюзив от Драго:
DRAGO - Naughty North LP SNIPPET
DRAGO - Южный ветер
DRAGO - Ligalize #2