«Ф.» предложил банкам рассчитать эффективную ставку по кредиту на покупку авто с учетом страховки. В таблицах мы приводим условия всех, кто отважно продемонстрировал открытость. // Татьяна Калинникова. // "Финанс" №15 (250) 14 апреля - 20 апреля 2008 http://a.bankir.ru/adlog.php?banneri...52caecd55743e0
Мы задали банкам конкретные параметры: автомобиль стоимостью $30 тыс. (или эквивалент в рублях), срок – пять лет, первоначальный взнос 10%. Поскольку методики расчета эффективной процентной ставки (ЭПС) существуют разные, мы попросили использовать формулу ЦБ. Она была опубликована в указании № 1759-У (согласно документу, банки с 1 июля прошлого года обязаны сообщать клиентам ЭПС, если планируют включить ссуду в пул однородных).
Самая большая неприятность для банкиров заключается в том, что регулятор требует учитывать при определении эффективной ставки страховые платежи. Некоторые игроки сегодня предлагают автокредиты без страховки – как дополнительный продукт. Но заявленные ставки по таким программам обычно выше. Чтобы поставить всех в равные условия, мы «принимали» расчеты только по стандартным автозаймам – с обязательным оформлением каско. Банкам нужно было исходить из средней стоимости оформляемых в рамках их программ кредитования полисов для автомобилей в указанной ценовой категории ($30 тыс.). Чтобы потребитель получил реальную картину, ЭПС должна включать премии страховщикам за весь срок, в нашем случае – за пять лет. Как видно из таблиц, за счет страховки стоимость ссуды возрастает в два раза и более.
Всего в проекте «не испугались» участвовать 19 банков – то есть лишь половина из тех, кто вошел в рейтинг «Ф.» по объему автокредитных портфелей. Изначально количество «смелых» было больше, однако некоторые игроки пытались схитрить – скажем, включали в ЭПС страховку только за первый год или вообще ее не учитывали. В «рублевой» таблице – 17 банков, в «валютной» – 14: некоторые банки прислали данные только по одной программе, а кто-то просто не выдает долларовых ссуд (Юниаструм-банк, Русфинансбанк, Запсибкомбанк).
Самая низкая ЭПС по рублевым и валютным автокредитам оказалась у банка «Авангард» – 18% годовых при заявленной ставке в 4,5% (с 1 мая она повышается до 5,5%). Но все страховые пакеты предложены «родственной» компанией «Авангард-гарант». Другие банки обычно предоставляют выбор как минимум из трех страховщиков. В «Авангарде» можно оформить ссуду вообще без страховки, но в этом случае заявленная ставка возрастет до 12,5% годовых как в рублях, так и в валюте, минимальный первоначальный взнос составит 15%, при этом ежегодно нужно будет выплачивать 0,75% от суммы займа за обслуживание.
На второй строчке в двух таблицах оказался Русь-банк, ЭПС – 21,1% и 22,1% по рублевой и долларовой программам соответственно. Заемщику предоставляется полугодовой льготный период, в течение которого погашаются только проценты. Третье место по рублям занял Русфинансбанк – 21,2% годовых, причем у него одна из самых высоких заявленных ставок – 16%. В банке это несоответствие объясняют низкой разовой комиссией (3 тыс. рублей, тогда как обычно взимается 4–6 тыс.) и выгодными условиями страхования.
Третья позиция по валюте досталась Промсвязьбанку (24%). У него, напротив, заявленная ставка низкая – 9,5%. Любопытно, что «Промсвязь» по причине претензий со стороны ФАС (стр. 41) теперь не указывает список «аккредитованных» страховщиков. На сайте банка значится: «Страхование осуществляется в организациях, чья деловая репутация, финансовое состояние и другие параметры деятельности позволяют сделать заключение о высокой вероятности исполнения взятых на себя обязательств по своевременной выплате возмещений в случае наступления страховых событий». То есть теперь банк анализирует не только кредитоспособность заемщика, но и платежеспособность указанного им страховщика.
Росбанк, занимающий второе место в рейтинге «Ф.» по автокредитному портфелю, предлагает далеко не самые выгодные условия (в отличие от «Русфинанса», который также входит в «семью» Societe Generale). ЭПС по рублевым кредитам составляет 29% (12-е место), а по долларовым – 26% (восьмое место). Росбанк – единственный в «эффективном» списке, кто до сих пор взимает по классическим ссудам ежемесячные комиссии, существенно увеличивающие реальную стоимость ссуды. Не все потребители обращают внимание на «какие-то там» 0,3% и тем более 0,15%. Зато соблазняются низкими заявленными ставками: 10% годовых в рублях и 9,5% в валюте. Тем не менее граждане становятся все разборчивее и дотошнее. Поэтому если Росбанк не изменит тарифную политику, его вес на автокредитном рынке в скором времени может заметно уменьшиться. По итогам 2007-го он уже уступил первенство Сбербанку.
Самый дорогой рублевый автокредит среди «честнейших» банков у «Райффайзена» – 33,4% при заявленных 12%. Хотя в валюте его ЭПС замыкает пятерку лучших (24,5%). Последним в «долларовой» таблице стал МДМ-банк: при декларируемых 10,3% годовых и единовременной комиссии в $250 (одна из самых высоких) эффективная ставка составляет 33,8%.
Укороченная пятилетка.
Наибольшим спросом в 2007 году по-прежнему пользовались классические ссуды на покупку новых автомобилей иностранного производства эконом-класса (стоимостью $15–20 тыс.) Доля таких ссуд в «автопортфелях» банков по некоторым оценкам превышает 80%. Сегмент новых иномарок является самым быстрорастущим и постепенно вытесняет продукцию отечественных производителей. «Год от года «иностранцы» становятся доступнее: расширяется сеть дилеров зарубежных производителей, увеличиваются доходы населения и количество кредитных программ», – говорит зампред Русфинансбанка Людмила Богушевская. Хотя в глубинке российские автомобили продолжают пользоваться большим спросом и ссуды на них занимают значительную долю в «региональных» портфелях кредитных организаций.
Несмотря на то что многие банки уже ввели программы автокредитования сроком на семь, а то и 10 лет, заемщики «облюбовали» кредиты-пятилетки. «Причем их погашение обычно происходит досрочно – через два-три года, – рассказывает первый вице-президент Балтийского банка Максим Мосунов. – Часто это вызвано желанием клиента приобрести новый автомобиль, причем опять же за счет кредитных средств. Исходя из этой тенденции, думаю, в ближайшее время наберут популярность программы с обратным выкупом (buy-back), до сих пор вызывавшие опасения у заемщиков и автодилеров».
Скажем, потребитель вносит первоначальный взнос 20%, в течение трех лет выплачивает 40%. Далее у него есть выбор: либо погасить ссуду, либо продать машину дилеру и оформить новый автокредит (подробно про buy-back «Ф.» писал в № 10, 2008). «Заемщиков пугают сложности схемы программы с обратным выкупом, поэтому у нее невысокая популярность, – говорят в МДМ-банке. – Например, нет никакой гарантии, что дилер предложит выкупить машину по той цене, которая устроит автовладельца. Тем не менее запустившие эти продукты банки пока их не закрывают».
Не первая свежесть.
Спрос на кредиты для покупки подержанных авто, по словам собеседников «Ф.», постоянно растет. Особенный интерес со стороны заемщиков вызывают иномарки в возрасте до трех лет. «В нашем портфеле доля этих ссуд почти такая же, как и у «классики», – признается начальник отдела продуктового маркетинга Русь-банка Максим Чубак. – Хотя многое зависит от географии: в некоторых регионах кредиты на «вторичку» куда более востребованы». «Популярность займов на новые машины выше в европейской части России, а кредитов на подержанные авто – в ее восточной части», – добавляет начальник отдела автокредитования Промсвязьбанка Иван Ивкин.
Программы на покупку автомобилей с пробегом есть, например, у ВТБ24, БСЖВ, Юникредитбанка, Кредит Европа банка, Райффайзенбанка, банка «Уралсиб». В ВТБ24 ссуду на подержанную иномарку (не старше девяти лет на момент погашения) можно взять на семь лет под 13,5% годовых. При оплате первоначального взноса в размере 20% от стоимости авто страховку за первый год позволяют включить в сумму кредита. В Юникредитбанке заем до пяти лет предоставляют в том случае, если приглянувшейся иномарке не более трех лет. Ставка в рублях – 13%, в долларах – 10,5%.
Некоторые финучреждения предлагают ссуды на покупку подержанных авто не только в салонах, но и «с рук». В числе таковых «Русский стандарт» (РС) и Абсолют-банк. В РС кредит на автомобиль с пробегом не старше пяти лет отечественного или иностранного производства можно получить на пять лет под 29% годовых без каких-либо комиссий. Первоначальный взнос составляет 10%, страховать авто не обязательно. Абсолют-банк выдает пятилетние ссуды на покупку иномарок не старше девяти лет под заявленные 12% в рублях и 10,5% в долларах (минимальный первый взнос – 10%). В числе дополнительных опций программы – возможность включить страховые премии и единовременную комиссию в сумму займа.
По нулям.
Некоторые кредиторы уверяют, что высокую популярность приобретают программы беспроцентной рассрочки. Этот продукт, сообщили «Ф.» в Росевробанке, у них стал наиболее востребованным по итогам 2007 года и сейчас доля таких ссуд в автокредитном портфеле составляет 90%.
От заемщика требуется внести немалый первоначальный взнос – 30–50%. Зато на задолженность проценты начисляться не будут: рассрочку предоставляет салон, а затем продает долг с дисконтом банку. Тем самым последний получает доход, а продавец увеличивает объем продаж.
Но не следует забывать: банк почти всегда может отыграться и на страховке. Зачастую в рамках программ рассрочки тариф по каско остается фиксированным (обычно на уровне 10%) в течение всего срока действия договора. То есть на следующий год, когда машина значительно подешевеет, стоимость полиса все равно будет определяться исходя из первоначальной цены транспортного средства. Кроме того, банк может потребовать не только оформить каско, но и, например, застраховаться от несчастного случая (это обязательное условие по беспроцентной ссуде в банке «Авангард» – 0,99% от суммы кредита в год).
РЕФИНАНСИРОВАНИЕ: Не погасил, но поменял
В скором времени популярность будут приобретать усложненные схемы перекредитования.
Их цель – не столько сэкономить на процентах (они вряд ли в ближайшее время значительно снизятся), сколько продать старый автомобиль, кредит по которому еще не погашен, и оформить ссуду на новый. При классическом рефинансировании новый банк погашает задолженность клиента перед прежним кредитором и переоформляет залог на себя. Если же заемщик одновременно хочет продать авто и пересесть на новое, схема выглядит сложнее. Новый банк погашает долг заемщика, обременение снимается и «бэушная» машина уходит дилеру на продажу. Средства от реализации поступают новому кредитору. Часть суммы, превышающая задолженность перед «старым» банком, засчитывается в качестве первоначального взноса по новому автокредиту. Далее рефинансирующий банк перечисляет средства салону и заемщик забирает свою следующую машину. Некоторые финучреждения уже отлаживают подобные продукты. К примеру, в «Уралсибе» в качестве первоначального взноса можно зачесть кредитный автомобиль. Правда, прежняя ссуда должна быть оформлена в этом же банке.
Рейтинг рублевых автокредитных программ* Место Банк Эффективная ставка с учетом страховки, % годовых Заявленная ставка, % годовых Комиссии1 Авангард** 18,0 4,5 4 тыс. Рублей2 Русь-банк 21,1 14,0 4,5 тыс. рублей3 Русфинансбанк 21,2 16,0 3 тыс. Рублей4 Запсибкомбанк 22,4 11,2 1,5% от суммы кредита5 БСЖВ 24,2 12,0 6 тыс. Рублей6 Оргрэсбанк 26,7 11,5 6 тыс. рублей7 Промсвязьбанк 26,9 12,0 6 тыс. Рублей8 Абсолют-банк 28,0 11,0 $1499 Юникредитбанк 28,3 13,0 6 тыс. рублей10 Юниаструм-банк 28,7 11,4 7,5 тыс. рублей11 Росевробанк 28,9 17,0 7,5 тыс. рублей12 Росбанк 29,0 10,0 0,3% от суммы кредита в месяц13 Бинбанк 31,6 14,0 6 тыс. рублей14 Бинбанк 31,7 14,0 6 тыс. рублей15 ОТП-банк 32,7 13,0 6 тыс. рублей16 МБРР 33,0 13,9 6 тыс. рублей17 Райффайзенбанк*** 33,4 12,0 5,5 тыс. рублей
http://bankir.ru/analytics/classic/kredit/352/125820