Обзор CD: Mum "Finally We Are No One"
© (p) Fat Cat Records 2002
"Это же не музыка "
один хороший человек о группе "Mum"
Бывают в жизни ситуации, когда кажется, что всё против тебя, и самые банальные, мелочные вещи предстают перед тобой огромными неразрешимыми проблемами: и мерзопакостная погода, наступившая именно в тот день, на вечер которого ты планировал романтический променад, и дырка в кармане, сквозь которую выпали последние деньги на столь необходимую пачку сигарет, и мобильник, разрядившийся именно тогда, когда ты набирал последнюю и самую главную смс-ку, да еще и менты, задержавшие тебя за подозрительно счастливый вид. "А чему в такой ситуации радоваться-то?", - спросит читатель. Просто именно в такие самые трудные минуты и надо слушать самую нежную, самую трогательную и хрупкую музыку, и тогда, поверьте, жизнь покажется не такой уж и плохой. К сожалению, пока, среди дисков, датированных 2003 годом, я не смог отыскать ни одного цельного душеспасительного альбома, поэтому сейчас, когда осень мало-помалу подтачивает настроение и некоторым нашим читателям требуется музыкальная терапия, самое время напомнить о прошлогоднем альбоме "Finally We Are No One" исландской группы "Mum".
Прежде чем основать "Mum", каждый из четырёх участников этого музыкального проекта с бессмысленным названием долго искал применение своим талантам. Ганнар Орн Тайн (Gunnar Orn Tynes) чуть ли не с детства выступал в роли ди-джея в Молодёжном Центре Рейкьявика (в то время он увлекался музыкой в стиле old-school-hardcore) и играл в куче местных команд на электрогитаре. Впрочем, как только в его руки попала пластинка "Selected Ambient Works Vol.2" Aphex Twin, он тут же забросил вертушки, купил себе любопытную игрушку с названием "Amiga" и всерьёз увлёкся сочинением электронной музыки. Его друг детства Орвар Орейджарсон Смайресон (Orvar Oreyjarson Smyrason) тоже в это время увлекся компьютерной музыкой, правда, он пришёл к ней иным путём: его родители купили своему одарённому сынуле компьютер, и вундеркинд сам спрограммировал на BASIC'e (эй, тут кто-нибудь программировал на "бейсике"?) игрушку, причем ему захотелось, чтобы в этом творении еще и музыка звучала В это время пятнадцатилетние сёстры-близняшки Кристин Анна и Гида Валтисдоттир (Kristin Anna и Gyda Valtysdottir), с детства учившиеся играть на пианино и виолончели, всерьёз заторчали на творчестве "Pixies" и пели их кавера в какой-то команде, чьё имя не сохранила история. Сами видите, музыкальные интересы у этих одарённых детей совсем не пересекались, значит, самой судьбе было угодно, чтобы Орвар и Кристин встретились и влюбились в друг друга без памяти, а основанный ими симметричный квартет "Mum" стал одной из величайших групп Исландии.
В общем-то, никакие препятствия не преграждали путь юных гениев к вершине карьеры. Их музыкальные эксперименты над пост-роком, эмбиентом и авант-попом с самого начала были как необычны, так и привлекательны для слушателя, и довольно скоро они подписали контракт с лейблом "Thule Musik", на котором был выпущен EP "The Ballad Of The Broken Birdie Records" на стихи известного исландского поэта Андри Снэра Магнесона (Andri Snaer Magnason), а впоследствии и дебютный альбом "Yesterday Was Dramatic - Today Is OK". Кажется, он не получил ни одной негативной рецензии, тем не менее, его до сих пор абсолютно невозможно приобрести в московских магазинах. Впрочем, вскоре они обиделись на "Thule Musik" за то, что лейбл без спроса продал их мелодию для телерекламы ноутбуков, и перешли на "жирный" по исландским меркам лейбл "Fat Cat Records", на котором и вышел этот очаровательный альбом.
Музыка "Mum" покоряет с первых звуков: она полна той редкой искренности, которая возможна только в отношениях очень открытых людей. Да и то, там, где двоим трепетно относящимся друг к другу людям приходится хотя бы соприкасаться руками или обмениваться многозначительными взглядами, "Mum" обходятся только словами Нет, даже не словами, а тембром голосов и звуками, которые для чутких людей гораздо понятнее, чем песни, спетые с исландским акцентом (кстати, "Finally We Are No One" вышел в двух изданиях - на исландском и английском, найдёте исландский вариант отлично!). Именно уникальный саунд "Mum", сотканный из аккордеона, мелодики, глокеншпиля, синтезаторов, гитар, виолончели, электронных шумов, шелеста страниц, треска сучьев, тиканья будильников и шагов по зеленой траве внутри туннеля (одна из лучших композиций альбома носит название "Green Grass Of Tunnel") и еще целой вселенной звуков, и заставляет слушателя биться в пароксизмах восхищения и забывать про все жизненные невзгоды. При прослушивании некоторых композиций "Mum" (особенно это касается "Behind Two Hills A Swimmingpool" и "Faraway Swimmingpool"), возникает ощущение, что ты плывёшь под водой, а там, наверху, откуда сквозь толщу воды сочится тёплый солнечный свет, симфонический оркестр под управлением неутомимого Джима О'Рурка (Jim O'Rourke) исполняет колыбельную, знакомую тебе с детства. И этот "глюк" совсем не случаен - сумасшедшие исландцы всерьёз считают, что их музыку надо слушать под водой. Они даже устраивали специальную серию концертов, на которых публике для того, чтобы что-нибудь услышать, приходилось погружаться в бассейн, поскольку звук исходил из специальных подводных колонок, одолженных музыкантами у армии США.
Вряд ли каждый человек способен проникнуться красотой музыки "Mum" - для этого нужен если не особый угол мировоззрения, то, по крайней мере, необходимо умение спровоцировать в себе приступ одиночества, нужно ощутить собственную изолированность так сильно, как её ощущают исландцы, ежегодно тысячами кончающие жизнь самоубийством - возможно, отчасти оттого, что не слышали музыки "Mum" (на родине она не так уж популярна). Для записи "Finally We Are No One" четверо музыкантов "Mum" поселились на маяке, на острове, на котором не было ни одной живой души, кроме помогавшего им Валгейра Сигердссона (Valgeir Sigurdsson) - того самого, который продюсировал "Vespertine" Бьорк. Может быть, именно поэтому, когда слушаешь "Finally We Are No One", так хочется нежно обнять какого-нибудь родного человека и наговорить ему много-много тёплых слов, а глянешь вокруг - и нет никого И ничего не остаётся, кроме как по-идиотски радоваться жизни и не прятать ни от кого свою глупую улыбку. Даже если она кажется подозрительной ментам.
©Глеб Лисичкин, специально для РокмЬюзик.Ру
.................
.......................................................
Múm - 4 альбома в mp3 :
http://stereo.net.ua/music_cinema/?mcid=162